Часть полного текста документа:"Университеты" Римской империи (историографические и методологические аспекты проблемы)* Т.Б. Перфилова На вопрос о том, когда появились первые университеты, не существует однозначного ответа ни в исторической, ни в педагогической литературе. На рубеже XIX - XX вв. немало западноевропейских и отечественных исследователей греко-римского образования были убеждены в том, что университет - феномен не средневековой эпохи, а гораздо более ранней, античной. Представления о высшем образовании в Римской империи и университетском как одной из его разновидностей впервые получили освещение в работах зарубежных специалистов, изучавших историкокультурное развитие народов Средиземноморья в древности. У истоков использования понятий "университет" и "высшее образование" применительно к эпохе Римской империи стоял Т. Моммзен. Излагая процесс обучения и воспитания в римской державе в органической связи с результатами культурной романизации провинций [1], он нередко использует понятия "студент" (V, 229), "профессор красноречия" (V, 190; V, 432), "кафедра" (V, 432), аутентичные литературным и документальным источникам I - V вв. [2]. Другая часть применяемой автором лексики для характеристики завершающего этапа образовательного процесса - "высшее образование" (III, 394; V, 137; V, 250 - 251) "университет" (III, 83; V, 229) в источниках не встречается, но с лёгкой руки прославленного учёного прочно вошла в лексикон его последователей, известных и менее знакомых читательской аудитории исследователей. "Об университетских учёных городах" упоминает основоположник цивилизационного подхода изучения истории образования К. Шмидт [3]; об "universitates literarum", "высших школах", "высших учебных заведениях" сообщает Ф. Штадельман [4]. Существование университета в Афинах признаётся неоспоримым фактом Э. Ренаном [5] и уже упомянутым Ф. Штадельманом [6]. Университет в Константинополе служит предметом изучения Г. Буассье [7], П. Гизо [7], Ш. Диля [8]. В то же время нельзя утверждать, что все западноевропейские историки безоговорочно приняли мнение Т. Моммзена и его последователей о существовании университетов в Римской империи. В ряде трудов мы встречаем более осторожные высказывания на этот счёт. Л.Фридлендер, к примеру, термин "высшее образование" заменяет на "школы высшей ступени" [9], что ставит под сомнение факт существования римских университетов; Т. Циглер упоминает также только о "высших образовательных школах" [10], Ф. Гизо, характеризуя результаты романизации Галлии, называет риторические и философские учебные заведения этой провинции "большими школами" [11]. Не отрицая хорошо налаженной системы обучения в Римской империи, где можно было получить не только "гуманитарное" образование, но и специальное [12], ни один западноевропейский учёный XIX в. в то же время не задался целью изучить типологическую принадлежность школ третьей, высшей ступени, которые завершали многолетний учебный процесс. Как правило, констатацией социальной функции высших школ (подготовкой кадров администрации для аппарата управления Римской империи), кратким обзором программы обучения в риторических школах и рассмотрением взаимодействия "общественных" школ с государственной властью ограничивается спектр поднимаемых в исследованиях вопросов [13]. Русская школа антиковедения, отдельные представители которой занимались анализом образовательно воспитательной практики в Римской империи, формировалась под влиянием западноевропейской науки [14], поэтому нет ничего удивительного в том, что большая часть работ, представляющих собой компиляцию трудов известных зарубежных учёных [15], воспроизвела их концепции, выводы, понятийный аппарат. ............ |