Часть полного текста документа: Р Е З Ю М Е I П О Н Я Т И Е 1 Отношения между понятиями 1 Определение понятий 3 Деление понятий 4 Классификация 4 Ограничение и обобщение 4 II С У Ж Д Е Н И Е 4 Сложное суждение и его виды 5 Отношения между суждениями по значимости истинности 5 Деление суждений на модальности 6 III У М О З А К Л Ю Ч Е Н И Е 7 Дедуктивное умозаключение 7 Понятие правила вывода 8 Выводы из категорических суждений по средствам их преобразования 8 Индуктивное умозаключение 9 Индуктивные методы установления причинных связей 10 О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь В В Е Д Е Н И Е 11 Д О К А З А Т Е Л Ь С Т В О И О П Р О В Е Р Ж Е Н И Е 12 Понятие доказательства и его структура 12 Прямое и косвенное доказательство 13 Виды косвенных доказательств 14 Опровержение 15 Ошибки в доказательстве 16 Софизмы 18 З А К Л Ю Ч Е Н И Е 19 С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы 20 I ПОНЯТИЕ Это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. В языке понятия выражаются посредствам слов или словосочетаний (групп слов). Существуют слова - анонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (коса - девичья или коса - орудие труда). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значение, т.е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (око - глаз, враг - недруг). Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечения от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и в отвлечении от несущественных, второстепенных. Обобщение - мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс. Перечисленные выше логические приемы используются при формировании понятий, как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения (в школе, вузе и других учебных заведениях). Всякое понятие имеет содержание и объем. ............ |