Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Факультет Истории Искусства
Кафедра всеобщей истории искусств
РЕФЕРАТ
по теме:
Украина глазами Куинджи
Работу выполнила студентка 2 курса,
дневного отделения
Специальности Музеология
Привалова А.Д.
Работу принял
Сысоев В.П.
Москва 2009
Содержание:
Ведение
Глава 1. Путь к славе
Глава 2. Период «молчания»
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Посмертное наследие Архипа Ивановича Куинджи включает в себя более 500 произведений, значительная часть которых написана в Крыму. Именно Крым стал тогда для Куинджи его духовным, творческим центром. Внимание художника привлек Южный берег Крыма, с его сложным горным рельефом, с великолепием и пышностью растительного мира, омываемый капризными волнами Черного моря, с обилием солнечного света и бархатом летних ночей. Здесь он приобретает земли[1]: в районе Кацивели, в Алупке и самое обширное имение с девственной природой, с причудливой красоты прибрежной полосой и скалой Узун-Таш — в Кикинеизе. Его он особенно любил и часто изображал. В настоящее время этот некогда божественный уголок обезображен производимым тут строительством. Куинджи жил в южнобережных имениях ежегодно, подолгу, до самой своей смерти. Он надеялся, что крымский климат приостановит вдруг начавшую активно развиваться болезнь сердца. У Архипа Ивановича была особая духовная связь с родными местами. Во всех его пейзажах Украины чувствуется трепетность и нежность к изображаемым местам.
В пейзажах Куинджи перед глазами зрителя чуть ли не впервые в изобразительном искусстве раскрылась в таких ярких и поэтических образах природа Украины. Он обогатил русское пейзажное искусство новыми темами и мотивами. Казалось здесь художник шел по путям Гоголя, воспевавшего красоту украинской природы. Цветущая степь, озаренная солнцем, спокойная гладь Днепра, лунное сияние-всё это образы украинской природы, в которых художник не ставил себе задачи сохранить в пейзаже «портретное» сходство с определенным местом. Он создавал обобщенные образы, стремясь в каждом произведении раскрыть присущую данному мотиву поэтичность.
О творчестве и жизни Куинджи писали многие авторы. Большинство работ принадлежит перу Виталия Серафимовича Манина известного отечественного искусствоведа. Он является автором работ: «Куинджи и его школа»[2], «А.И. Куинджи»[3], «Русская пейзажная живопись»[4]. Еще одним исследователем творчества Куинджи является Фаина Сергеевна Мальцева. Ей принадлежит работа «Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века»[5], в которой одна из глав описывает жизнь Архипа Ивановича. Пинхасова Г.А. Посвятила живописцу статью «Куинджи и Крым»[6]. О Куинджи писали и современники, например Илья Ефимович Репин в своей автобиографии[7] и Николай Константинович Рерих в книге «Листы дневника»[8] посвятил статью Архипу Ивановичу. ............