На правах рукописи
Дворников Александр Александрович
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Специальность: 12.00.08 – уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Тюмень 2007
Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Тюменского юридического института МВД РФ
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент
Морозов Виктор Иванович
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор
Векленко Василий Владимирович
кандидат юридических наук, доцент
Хабаров Александр Владимирович
Ведущая организация:
Сибирский юридический институт МВД РФ
Защита диссертации состоится 25 мая 2007 г. в 10 часов на заседании регионального диссертационного совета КМ 203.034.01 при Тюменском юридическом институте МВД РФ по адресу: 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского юридического института МВД РФ.
Автореферат разослан «___» _____________ 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Р.Д. Шарапов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Президент Российской Федерации В.В. Путин в качестве одного из основных направлений деятельности органов государственной власти определил укрепление государственной безопасности[1].
Безопасность государства неразрывно связана с государственной и служебной тайной, охрана которой невозможна без применения уголовно-правовых норм.
Информационная безопасность является одним из условий успешной борьбы с преступностью и обеспечивается комплексом специальных мер. Их неотъемлемой частью является уголовное законодательство, охраняющее государственную и служебную тайну, операторами (обладателями) которой являются и органы внутренних дел.
Основным регулирующим правовым актом в области информационных ресурсов является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Вместе с тем существуют более 150 нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих вопросы обеспечения сохранности государственной и служебной тайны. Учитывая, что уголовно-правовые нормы, действующие в данной сфере, являются бланкетными, то такое большое количество правовых актов затрудняет применение уголовного законодательства.
Несовершенно и уголовно-правовое регулирование охраны государственной и служебной тайны. Так, например, отсутствуют основания привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих доступом к служебной тайне, за ее разглашение либо неправомерное нарушение конфиденциальности, не предусмотрена ответственность за посягательства на тайну судопроизводства, если отсутствует предупреждение о неразглашении. Действующие диспозиции ст.ст. 283 и 284 УК РФ не позволяют четко разграничить разглашение государственной тайны от нарушения правил обращения с ее носителем. ............