ВВЕДЕНИЕ
Старение – неизбежный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями.
В современном мире наблюдается рост средней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальность данного исследования.
Проблеме психосоциального развития лиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова [23], П.А. Богомольца [6], В.В. Болтенко [], А.Г. Нагорного [25], Э. Эриксона [46], Г. Крайга [16], В.Д. Шапиро [43].
Однако данная область проблемы психологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требует более глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.
Методологической основой исследования является философское положение о роли социальных условий в формировании социального статуса и его изменение.
Научная новизна исследования заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
Практическая значимость заключается в возможности применять материал исследования в самостоятельной деятельности.
Объект исследования – удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте как психосоциальное явление.
Предмет исследования – условия удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.
Цель исследования – изучить особенности удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.
3. Разработать методические рекомендации, позволяющие адаптироваться людям к меняющимся условиям в период геронтогенеза.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Опросник «Удовлетворены ли вы жизнью».
3. Количественная и качественная интерпретация результатов.
Структура работы: введение, основная часть (3 главы), психологические рекомендации, заключение, приложения, список используемой литературы.
Объем курсовой работы – страниц.
1. Личность и старение в современном мире
Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целым комплексом биологических, социально–экономических, психологических причин, поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователей подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Однако данная классификация является не единственной. Например, Бернсайд с соавторами разбили этот возраст на четыре периода: предстарческий (60 – 69 лет), старческий (70 – 79 лет), позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 -99 лет) [33, с 547].
Во всем мире наблюдается увеличение средней продолжительности жизни. Это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.
Эти демографические тенденции приводят к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этот период жизни.
1.1 Чувство удовлетворенности жизнью
Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.
Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. ............