Часть полного текста документа: Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель "органической" школы в социологии. Сначала несколько слов о позитивизме. Позитивизм ратует за конкретные научные исследования, но утверждает непознаваемую сущность явлений. Собственно, филосфская позиция утверждающая скрытость ноуменов для познающего субъекта называется феноменологизмом. Позитивизм же предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя влять на ход событий, заявляя истинность лишь положительных формулировок. Другими словами, отрицательный ответ об истинности какой-либо модели, полученный в опыте, - для позитивиста не ответ. Постановка опыта должна предполагать разумные выводы относительно модели при любом исходе событий. Позитивизм Спенсера - агностицизм и феноменологизм в вопросах философии мировоззрения плюс стихийно материалистический подход к наукам. Вот, например как Спенсер ставит вопрос о соотношении религии и науки. Основной постулат здесь: "знание не может монополизировать сознание" - пишет он в своих "Основных Началах" об основаниях широкого распространения верований. О науке Спенсер говорит так: "наука - высшее развитие общественного знания; бессмысленность предрассудка направленного против нее в том, что, отвергая науку, можно отвергнуть с ней и все знание". Нельзя сказать, где кончаются указания здравого смысла и начинаются обобщения науки. Практика - убедительное свидетельство ее истинности. Если же и религия, и наука имеют основания в действительном положении вещей, то между ними должно существовать основное согласие. Наиболее отвлеченная истина в религии и таковая в науке должны быть тем, в чем обе стороны согласны. Это есть конечный факт нашего познания. Главная установка философии - примирить веру и знание на почве агностицизма. Признание невозможности ответа на основной вопрос бытия ни со стороны науки, ни со стороны религии примиряет их. В конечном счете познание исчерпывается феноменологией. По мнению Спенсера, сфера познаваемого - проявление неведомой абсолютной силы, поэтому наиболее общие истины из области общей философии, должны формулироваться в понятиях вещества, энергии, движения, силы. Таким образом, мы подошли к главному для философии Спенсера вопросу об эволюционизме, его месте в теории систем и в спенсеровской "органической теории общества". Обращаясь к изложению философии Спенсера Г.Коллинзом, далее мы будем придерживаться последовательного рассмотрения постулатов Спенсера об эволюции, в той или иной степени оформляющихся в законченые идеи. 1. "Повсюду, в общем и частном, перераспределяется материя и движение." 2. "Это перераспределение - эволюция, когда преобладают интеграция материи и рассеяние движения; - разложение, когда - поглощение движения и дезынтеграция материи." То, что Спенсер здесь называет эволюцией близко к понятию самоорганизации в современной физике и биологии. Речь идет об эволюции отдельно взятой системы, или выделенной подсистемы (если ставить акцент на слове выделенной, как в этом случае доктрина метода может определять выводы - слишком очевидно), а не об ансамбле систем взятых в одинаковых внешних условиях при условии подозрения на существование сильных взаимодействий между ними. 3. "Эволюция простая - процесс интеграции не осложнен другими процессами." 4. ............ |