Часть полного текста документа:Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития Розина И.Н Институт управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону Московский государственный открытый педагогический университет, г. Москва Анализ современного состояния информатизации в России Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), что немаловажно в сложных экономических условиях развития нашей страны, но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ. Оценка готовности образования к развитию в единой образовательной среде должна включать анализ доступа к ИКТ преподавателей и студентов, уровня подготовленности преподавательских кадров, наличия в образовательных учреждениях благоприятного к переменам "климата". Наиболее существенными препятствиями на пути развития являются проявления глобального кризиса образования, состоящие в проблеме обеспечения равных возможностей в получении образования (системный кризис развития Кумбса [Coombs Ph., 1968]), который по отношению к ИКТ проявляется в "цифровом разрыве" между различными группами населения в зависимости от региона, оснащенности учебного заведения, материальных возможностей и пр. А также в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро изменяющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях и навыках (цивилизационный кризис Тофлера [Toffler A., 1978]) [Уваров А.Ю., 2002]. В России проявления обоих кризисов в образовании выражены предельно ярко. Так, отечественный сектор ИКТ в 2002 г., в соответствии с данными UBS Warburg, более чем в четыре раза уступал странам Северной Америки и более чем вдвое - Западной Европе, и сопоставим со странами Латинской Америки. Российский преподаватель и студент в одинаковой степени ощущают на себе влияние обоих кризисов, испытывая проблемы доступа к ИКТ и необходимость получения и обработки новой информации в своей профессиональной области. Преподавателям по отношению к студентам фору в несколько шагов дает только привычка к самообразованию. Злой, но имеющей на то основание шуткой является высказывание, что преподаватель отличается от студента только тем, что нашел и прочитал необходимое учебное пособие на день раньше студента (английский вариант фразы: "We're lucky if we're two jumps ahead of our students!"). ............ |