Часть полного текста документа: Санкт-Петербургская Государственная Лесотехническая академия. Кафедра "Культурологии социологии и политологии". Контрольная работа по культурологии студента ФЭУ I курса спец.0608 Заочное отделение Гусева Дмитрия Владимировича. З/ч N 68138 У КОЛЫБЕЛИ ИСКУССТВА. В конце раннего палеолита, приблизительно 70 000 лет тому назад, погасла жизнь, и потухли костры неандертальцев. Но в последующем - позднем - палеолите (ориньякская эпоха) в Европе и в других местах появился новый человек, стоявший на более высокой ступени развития и принадлежавший к тому же типу людей, что и человек современный. Каменное оружие ориньякских охотников гораздо совершеннее, чем неандертальских. Из кремня и роговика они изготовляли, например, ножи, резцы, сверла, скребки, притом всегда в совершенстве обработанные. Если эти орудия были больших размеров, то их держали прямо в сжатой руке: они служили охотникам, главным образом, для отделения мяса от костей. Мелкие орудия вделывались в деревянные или костяные ручки и рукоятки. Клинообразные формы ориньякских орудий характеризуется резко контрастной ретушью по краям. Развитие материальной культуры ориньякских охотников отличается не только более совершенным изготовлением каменных орудий и оружия, но и тем, что они начали в значительной степени применять для их изготовления кость. Например, из кости изготовлялись кинжалы и наконечники копий. Из нее же стали изготавливать и предметы домашнего обихода, например иглы, различные застежки. Люди ориньякской эпохи были первыми строителями жилищ. Они же были и первыми художниками... Если искать зачатки искусства, то не у древних египтян, халдеев или вавилонян, а в более далеком прошлом, у ориньякских охотников, которые оставили после себя первые произведения искусства вообще, причем такие совершенные, что перед ними с удивлением и восторгом стоим даже мы, люди двадцатого века. Такие произведения палеолитического искусства были обнаружены, прежде всего, во французских и испанских пещерах. Уже с самого начала ориньяка искусство развивалось как бутон прекрасного цветка. Для палеолитических охотников самый большой интерес представляли, были главной темой их искусства звери, на которых они охотились, и женщина; все остальное отходило на второй план. Официальная наука долго не принимала во внимание палеолитическое искусство. Однажды она даже остро выступила против него, когда испанец Марселино де Саутуола открыл пещеру в Альтамире, а в ней прекрасные и удивительные многоцветные росписи, которые он отнес к палеолиту. За признание палеолитического искусства нужно было усиленно бороться. Палеолитические произведения искусства можно разделить на три группы: 1)мелкие объекты (переносные), украшенные рисунком, гравировкой или резьбой, 2)скульптуры, изображающие фигуры зверей или животных, и 3) настенную живопись на пещерных или скалистых стенах. К наиболее древним художественным произведениям ориньякских людей относятся статуэтки обнаженных женщин, так называемые "Венеры". ............ |