Часть полного текста документа:Тюркоязычные народы на просторах евразийских степей в эпоху Средневековья Б. Б. Овчинникова Находясь между великими земледельческими культурами, обладая необычайной стабильностью, кочевая цивилизация никогда на находилась в стороне и играла активную роль в истории взаимосвязей культур разных регионов мира. Каждый этнос, вне зависимости от его численности, качественного состояния и роли в современном мире, как известно, имеет свою, обычно довольно сложную, историю. Решение этих этногенетических проблем чрезвычайно трудно и без них, пожалуй, трудно объяснить и более общие проблемы происхождения народов, в частности, такие, как ранние миграции народов, сопряженность этнолингвистических и расовых общностей на разных этапах человеческой истории, их культурных традиций1 . Исследования в этой области, насколько бы они совершенными ни были, далеко не равномерны. И здесь, на наш взгляд, менее всего изучена этническая история народов степей Евразии, местом формирования которых по праву считают Центральную Азию и Южную Сибирь. До сих пор об их расовой структуре, о конкретных путях миграции в различные исторические периоды строятся лишь определенные догадки. Алтайская общность, в которую входят тюрки, по мнению ряда исследователей, некогда была европеоидной. Однако по мере продвижения на восток отдельные их ветви были поглощены в антропологическом отношении местным монголоидным населением и две из них (монголы и тунгусо-маньчжуры) окончательно растеряли все европеоидные морфологические признаки. Сегодня, как известно, среди тюрков встречаются как почти чистые европеоиды: турки, азербайджанцы и др., так практически чистые монголоиды - якуты, тувинцы и др., а также и смешанные в расовом отношении народы, по замечанию П. И. Пучкова, составляющие большинство тюркских этносов2 . До сих пор судьбы народов-кочевников - таинственны и загадочны. Именно к их числу относятся исчезнувшие много столетий назад такие группы тюркских племен, как гунны (хунны-сюнну), тугю, авары, хазары, печенеги, половцы и др. Обратимся к тем временам, когда могущество этих племен процветало, когда "бурлящий котел Азии изверг из своих глубин беспокойные кочевые орды, прокатившиеся по южной окраине евразийских степей и увлекшие за собой часть ее обитателей", именно ту, которой суждено было в конечном итоге сыграть определенную роль в формировании ряда народностей как Азии, так и Европы. С начала I тыс. до н. э. евразийские степи были заселены кочевыми племенами, которые свободно перемещались на весьма обширном пространстве: скифы, савроматы и сарматы, саки, племена Сибири и Алтая. Как известно, с IV века до н.э. по IV век н.э. сарматские племена заселяли пространство степей от Южного Приуралья до Западного Причерноморья. На рубеже нашей эры Причерноморье и Нижнее Поволжье были зонами смешения элементов культуры ираноязычных племен (к которым относятся скифо-сарматы) и греческой цивилизации. Скифо-сарматское государство представляло собой симбиоз кочевнических и земледельческих укладов. Первый был представлен самими скифо-сарматами, второй - местными племенами земледельцев. Иранцы принесли в Северное Причерноморье свой язык, свои обычаи, религиозные представления, в которых подчеркивался военный элемент, оригинальный стиль в декоративном искусстве (так называемый скифский звериный стиль), развитые приемы обработки металла. ............ |