Часть полного текста документа:Тычина Павел Л. Подгайный Тычина Павел Григорьевич (1891) - крупнейший украинский советский поэт, академик и доктор литературы. Р. на Черниговщине, в семье сельского псаломщика. Окончил Киевский коммерческий ин-т (1917). Член президиума правления ССПУ и член правления ССП СССР. В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР; в 1938 - депутатом Верховного Совета УССР. В 1939 награжден орденом Ленина. Первое стихотворение Т. напечатано в 1912 (журн. "Рідний край"). Дружба поэта с Коцюбинским (1910-1912) оказала на него положительное влияние - углубила его революционное сознание. Первый сборник стихов Тычины издан в 1918 ("Соняшні кларнети"). В начальный период творчества 1918-1920 ("Солнечные кларнеты", "Вместо сонетов и октав", отчасти "Плуг") Т. по своим стилевым особенностям отчасти примыкал к символизму, но не имел ничего общего ни с мистикой многих русских символистов, ни с упадочничеством украинских декадентов. Высокое формальное мастерство Т. этого периода, музыкальность и ритмическая гибкость его стихов, характер поэтического языка несколько напоминают А. Блока, но это сходство не снижает оригинальности Т. Любовь и природа, грусть, сменяющаяся настроениями бодрости и молодости, события гражданской войны - таковы темы стихов первого сборника Т. Переживания скорби, ощущение неотвратимого рока у Т. не переходили в мистику, как у других символистов. В отличие от украинских неоклассиков, Т. не бежал от революции, а все пристальнее всматривался в нее, стараясь понять ее смысл и движущие силы. Внешние проявления гражданской войны вначале отпугивали поэта неизбежностью жертв, смерть и кровь вселяли ужас, социальные противоречия вызывали скорбь. Эти впечатления поэт зафиксировал напр. в образе девочки, шедшей за хлебом и убитой шальной пулей ("По хліб шла дитина"). В цикле стихов "Скорбна мати" Т. с безысходным отчаянием и растерянностью изображал Украину истерзанной и распятой подобно евангельскому Христу. Как гуманист-утопист Т. выступал против всякой войны. Развернутую философию утопического гуманизма Т. дал в сборнике "Замість сонетів і октав", где свои размышления изложил в форме афоризмов и стихотворений в прозе. В "Думі про трьох вітрів" Т. с особенной радостью приветствовал мирный крестьянский труд, идею национального возрождения отстаивал в стихах "Золотий гомін". Часть этих же мотивов попала и в следующий сборник - "Плуг" (1920). В стихотворении "І Бэлий і Блок" Т. выразил убеждение, что Украина должна иметь своего национального "пророка Моисея", в стихотворении "На могилі Шевченка" (II) поэт охвачен раздумьем - он не знает, кого ждать в роли спасителя Украины - Кармелюка, исторического вожака крестьянских масс, или философа-идеалиста Сковороду. Вместе с тем в сборниках "Соняшні кларнети", "Плуг" значительное количество стихов свидетельствовало об искреннем восприятии поэтом революции, о переходе его от символизма к реализму. Если первое стихотворение "Плуг" абстрактно символизировало революционную стихию, то такие стихи, как "На майдані", "Як упав же він з коня", "Сотворіння світу", "Псалом залізу", "Ронделі", выражали более конкретное осознание поэтом необходимости революционных действий - он воспевал здесь революционных партизан, их героическую борьбу. В "Сотворении мира" (III) Т. показал разделение мира на капиталистов и эксплоатируемых, призывал посылать "не приветственные телеграммы, а пули в лоб кулакам". ............ |