Часть полного текста документа:Творчество. Репродукция. Спонтанность. (Проблема способностей в учении Я. Л. Морено) Вот уже пять столетий в европейском гуманитарной традиции не прекращаются дебаты о природе специфически человеческой способности к творчеству - умения создавать новые формы вещей, отношений, поведения, ситуаций, в пределе - чего угодно. Крайние точки зрения были сформулированы еще в XVIII в. Позиция французских просветителей, отголоски которой легко различимы в установках позитивизма, социальной и культурной антропологии, рефлексологии, бихевиоризма и прагматизма, заключалась примерно в следующем: способность к творчеству представляет собой нечто вроде генерализованного условного рефлекса, (побочного) продукта формирующего воздействия среды, главным образом, - социальной. "Человека дрессировали, как дрессируют животных, писателем становятся также как носильщиком. Геометр научился выполнять самые трудные чертежи и вычисления, подобно тому как обезьяна научается снимать и надевать шапку или садиться верхом на послушную ей собаку. ... Как мы видим, нет ничего проще механики нашего воспитания: все сводится к звукам или словам, которые из уст одного человека через посредство ушей попадают в мозг другого, который одновременно с этим воспринимает глазами очертания тел, произвольными знаками которых являются эти слова" (3,191). Оппозиционную точку зрения в столь же с заостренной и бескомпромиссной манере выразили немецкие штюрмеры - литераторы и философы, объединившиеся в конце XVIII в. в движение "Sturm und Drank". " Ваша убийственно лживая философия убрала со своего пути Природу" (2, 29), - укорял просветителей И. Г. Гаман. Между тем, талант - это ее, Природы (жизни - уточнит Ницше), потенция. Пытаться понять его закон - тщетный труд, ибо он иррационален, не подвластен рассудку. Соответственно нечего и думать о производстве в согласии с бэконовской формулой "знание-сила" способности к творчеству. Она - счастливый удел избранных - титанов, гиперборейцев, сверхчеловека (Ницше). "Гений! гений! - кричат они: гений выше всяких правил! То, что делает гений, то и правило" (2, 27), - писал о штюрмерах Лессинг. Позже эта весьма типичная для эпохи modernity концепция творческой личности была не только многократно воспроизведена, но и усилена аргументами Ницше, Бергсона, Кьеркегора, Ортеги, Шелера и других столпов экзистенциально-персоналистской философии. Итак, либо демократическое обучение готовым формам деятельности, выработка системы навыков (условных рефлексов), обеспечивающих оптимальную адаптацию к социальной среде, либо самоактуализация витальной потенции к творчеству, отсутствие которой свидетельствует о принадлежности индивида к категории неподлинных личностей, массы, толпы и т. п . Либо репродукция (чужих) достижений, либо уникальность (а, следовательно, непознаваемость и невоспроизводимость) творчества. Таково исходное противоречие, с необходимостью разрешения которого сталкивается всякий, кто ставит себе целью развитие способностей человека. В учении Морено это противоречие занимает центральное место, хотя между его философскими и практическими, психотерапевтическими, манифестациями существует значительное расхождение. Теоретически ницшеанская поэтика не знающего узды социального нормирования творческого порыва мирно уживается у Морено с просветительски-контовской идеей социометрического планирования общества, иррациональность межличностных сим-, анти-, эм- и теле- патий с их скрупулезным подсчетом и классификацией и т.д. ............ |