Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
"Институт повышения квалификации"
Творчество А.П. Чехова в школьном изучении
Творческая разработка
Выполнил: учитель
русского языка и литературы
МОУ "СОШ №37"
С.Н. Соколова
Новокузнецк 2010
Содержание
Введение
Раздел 1. Литературоведческие и психолого-педагогические основы изучения эпических произведений в средней школе
1.1 Эпос как род литературы
Раздел 2. Творчество А.П. Чехова в школьном изучении
2.1 Место прозы А.П. Чехова в школьной программе В.Я. Коровиной
2.2 Методика изучения рассказов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник" в школе
2.3 Анализ рассказов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник"
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.
Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.
Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, - эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе. "Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки", - отмечает В.И. Сорокин [37, с.15].
При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. "Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений" [33, с.17]. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений. Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам.
В связи с изучением прозы ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Методика работы над ними различна и по сложности и по времени, которое необходимо ученику для их постижения.
Есть теоретико-литературные термины, которые должны войти в словарный актив учеников с первых шагов работы над произведением. Это "сюжет", "фабула", "композиция", "система образов", которые могут быть усвоены, как считают методисты и опытные учителя, без затруднений.
Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. ............