Часть полного текста документа:Церковь Владимирской Богоматери в Быково под Москвой Юрий Пелевин 1789. Подмосковье, Россия Церковь находится в поселке Быково Раменского района Московской области. Она двухэтажная, верхний храм посвящен иконе "Владимирской Божией Матери", а нижний теплый - Рождеству Христову. Здание построено из кирпича и облицовано снаружи белым камнем. Памятник неповторим и удивителен по своей архитектуре: его стилистика не имеет себе подобной. Правда, его принято относить к так называемой "псевдоготике", или к "ложной русской готике", или "неоготике"; но, разумеется, подобные определения не вбирают в свой объем всех архитектурных особенностей быковской постройки. Усадьба в Быково, где стоит церковь, сложилась в целостный архитектурный комплекс к концу XVIII века, когда имением владел Михаил Михайлович Измайлов (1719-1800). Многие годы он возглавлял Кремлевскую экспедицию дворцовых строений, короткое время был Московским главнокомандующий и Начальствующим гражданской частью в Москве и губернии. У Екатерины II сановник был в чести, а с воцарением Павла I "за старостию и слабостию здоровья" ушел в отставку. С личностью М.М. Измайлова некоторые исследователи связывают знаменитого зодчего Василия Ивановича Баженова как строителя Быковской усадьбы и церкви. В 1767-1775 годах архитектор работал над проектом реконструкции Московского Кремля, где собирался воздвигнуть грандиозный дворец, а позднее дворцовый ансамбль в Царицыно (1775-85). В этой связи зодчий находился под непосредственным началом М.М. Измайлова. Но житейская логичность предположения об участии В.И. Баженова в быковском строительстве не подкрепляется ни письменными источниками, ни какими-либо другими фактами. К тому же я никак не могу согласиться с этой версией, потому что архитектоника и стилистика Владимирской церкви слишком разнится с известными строениями великого архитектора. Данная проблема и составляет основное содержание предлагаемой статьи. От первоначального ансамбля уцелел лишь пейзажный парк с ротондальной беседкой и Владимирская церковь, которая нас интересует. Допущение, что строения в быковском имении проектировались и строились одним автором весьма шатко. Так как сохранившаяся беседка возведена в эталонной стилистике классицизма и "принадлежит к лучшим образцам парковой архитектуры конца XVIII"i[1]. Беседка наверняка составляла единое стилевое целое с усадебным домом. Тогда как церковь построена в "псевдоготических" формах. Но В.И. Баженов со второй половины 70-х и в первой половине 80-х годы творил свой собственный стиль в царицынской императорской усадьбе. Его искания весьма далеко отстояли и от академического классицизма, который он исповедовал при строительстве Кремлевского дворца, и от той "готики", которая воплотилась в быковской церкви. Это наглядно видно при сравнении церкви с царицынскими корпусами. Быковский храм отличается сложными и оригинальными тектоническими решениями. В его проектировании использована небывалая планировка и своеобразные объемно-пространственные формы. В основу плана положен эллипс, который никогда не использовался на Руси в церковном зодчестве и крайне редко в светском строительствеii[2]. Отечественные строители, как правило, старались избегать сложнопрофильной планировки. Примыкающая к овальному храму прямоугольная трапезная выстроена, по мнению М.А. ............ |