Цены на топливо в Казахстане
План
Введение
Виды топлива и их отражение в ценах
Заключение
Список литературы
Введение
Мировые цены на нефть в июле достигли пика в 147 долларов за баррель, тогда же цена на бензин в Казахстане отправилась к отметке в один доллар за литр. Трейдеры традиционно объясняют рост стоимости топлива повышением мировых цен на нефть. Но ссылки на внешние факторы тут несостоятельны. Атырауский и Шымкентский НПЗ продукцию производят из казахстанского сырья, которое на внешние рынки экспортируется по ценам ниже мировых, а значит, себестоимость и потребительские цены производимого ими топлива должны быть ниже павлодарских (на ПНХЗ поступает сырье из России). Увы. А ведь, по мнению экономистов, даже удвоение мировой цены на нефть не должно приводить к росту розничной цены больше, чем на 10%. Непонятно и то, как у нас дизельное топливо может стоить дороже бензина, хотя себестоимость солярки ниже.
По мнению председателя Агентства по защите конкуренции Мажита Есенбаева: «Основной причиной роста цен на нефтепродукты и их дефицита на внутреннем рынке стало отсутствие конкуренции. Более 70% оптового рынка реализации нефтепродуктов контролируют три компании: “КазМунайГаз”, “ПетроКазахстан” (дистрибьютор ПКОП. – “ЭК”) и “Гелиос” (дистрибьютор ПНХЗ. – “ЭК”). Причем экспертами нашего агентства подсчитано, что себестоимость бензина АИ-93 при выходе его с нефтеперерабатывающего завода колеблется в пределах от 20 до 30 тенге за литр».
Виды топлива и их отражение в ценах
С середины июля стоимость барреля пошла на снижение и во второй декаде сентября, пробив планку 100 долларов на сорт Brent, ноябрьские фьючерсы в Европе вышли на отметку 90,88 доллара. Казалось бы, и стоимость литра бензина должна вернуться хотя бы в рамки начала года. Но если в большинстве стран удешевление нефти привело к снижению стоимости нефтепродуктов (к примеру, в Молдавии за август цены на дизтопливо и бензин снизились в среднем на 10%), то у нас за август горючее подорожало еще на три-пять тенге. Подвижки в связи с падением мировых цен на нефть начались лишь в сентябре. Так, начиная с 7 сентября в среднем цена на бензин на заправках ТОО «Гелиос» снизилась на четыре тенге, на дизельное топливо – на два тенге, и теперь литр АИ-93 стоит 100 тенге. А ведь цена барреля нефти сократилась уже более чем на треть! Очевидно, заморачиваться проблемами внутреннего рынка нефтяные агашки не собираются. Тем более что с 11 октября таможенная пошлина экспортерам нефти повышается с 109,91 доллара до 203,8 доллара за тонну (впрочем, это не касается таких экспортеров, как ТОО «Тенгизшевройл»), и до 1 января следующего года продлевается запрет на экспорт бензина и дизтоплива.
Практика показывает, что все это означает рост цен на топливо, и дешевого бензинового изобилия у нас не будет. Ведь и после предыдущего ограничения экспортировать сырую нефть было выгодно, поскольку экспортные пошлины в разы ниже, чем в России, где до 1 октября действует экспортная пошлина на нефть в 495,9 доллара за тонну. В погоне за сверхприбылями не до собственного потребителя. «Учитывая экономические риски, спекулятивные настроения и ненасыщенность рынка, – говорит директор одной из сетей АЗС, – рост цен на “горючку” начнется уже в конце октября». ............