Часть полного текста документа:Ценности в музыке и влияние музыки на личность Введение. Целью данной работы является попытка изучения феномена ценностей в музыке и влияния музыки на личность, описание проблематики и анализ некоторых исследований на эту тему. Определение роли и места музыки в современном обществе в контексте его социально-экономической трансформации. Также будут рассмотрены некие культурологические феномены, являющиеся характерными для современного музыкального мира. В частности, это феномен слияния некоторых музыкальных жанров друг с другом, феномен такого культурного явления как андеграунд с позиций социального аспекта культуры. Кроме того, будет осуществлена попытка решения некоторых задач, связанных поиском механизмов восприятия музыкальных жанров и определением факторов, влияющих на него. Для этого будут осуществлены синхронный и диахронный анализ данных, полученных в результате исследований, проводившихся на большом временном интервале и охвативших в общей сложности более 220 человек. К сожалению, не удалось охватить в этих исследованиях все жанры музыки, в частности не было исследовано восприятие такого музыкального жанра как джаз. Это можно объяснить сложностью дифференцировать джаз как отдельный жанр, поскольку он по праву считается основой многих современных жанров музыки и практически в каждом из этих жанров сегодня присутствуют, так или иначе элементы джаза. Стоит также сказать, что для более полного исследования изменений в восприятии различных музыкальных жанров во времени, необходимы многократные замеры осуществляемые с периодичностью в несколько лет. Однако, есть надежда, что эта работа будет иметь продолжение и станет одним из звеньев в цепи большого исследования. И все же эта работа дает определенное представление о проблемах поиска механизмов восприятия музыки и её ценностного содержания. §1 Музыка и личность. В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня. подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса. Позднее проблемой связи музыки и Вселенной занимался Ньютон, который увидел в ней (музыке) наиболее близкий аналог упорядоченного Космоса (Некленд 1995). Таким образом можно определить исторические учения о восприятии музыки как учения о связи со Вселенной, учения, имеющие трансцендентальный характер и не описывающие проблемы, связанные с социальными функциями и механизмами восприятия. Это объясняется прежде всего тем , что в то время музыка еще не занимала такого места в обществе , какое занимает ныне, не было еще такого разнообразия жанров, которое мы наблюдаем сейчас. Любой музыкальный критик, да и просто человек, увлекающийся музыкой, назовет вам не задумываясь как минимум полтора десятка различных стилей, направлений и жанров, существующих сегодня. Таким образом, встает вопрос поиска закономерностей в восприятии, однако стоит отметить, что само восприятие музыки имеет несколько аспектов: социально-психологический аспект и аспект, связанный непосредственно с воздействием при восприятии. ............ |