Часть полного текста документа: Целевые группы клиентов и их интересы Выявив доступные эколого-туристские ресурсы и оценив потенциал тех территорий и/или объектов, которые можно использовать для формирования различных вариантов эколого-туристского продукта, важно определить целевые группы, для которых те или иные варианты продукта окажутся более всего привлекательны. Надежно определить такие группы, адекватные конкретному типу эколого-туристского продукта, можно после того, как о потенциальных покупателях собраны достаточно разносторонние сведения. Как минимум, должны быть установлены: 1. интерес и общее отношение клиентов к экологической проблематике, в том числе понимание ими общественных экологических потребностей и обязанностей, а также их озабоченность личной экологической безопасностью; 2. готовность или желание участвовать в турах сугубо экологической ориентации или вообще в природно-ориентированных турах; 3. информированность об экотуризме в целом и об особенностях тематики и программы предполагаемого тура ; 4. склонность к активной деятельности, уместной и доступной в рамках тура и направленной на решение каких-либо экологических задач. Должны быть также установлены факторы, определяющие общие интересы и склонности клиентов. Важным инструментом такого анализа служат эколого-социологические опросы. 3.1. Эколого-социологический анализ как инструмент выявления целевых групп В целом экологическая социология пока еще разработана недостаточно полно и накопленный опыт эколого-социологических исследований довольно ограничен (см., например, Мозговая, 1999). В Приложении приводятся некоторые примеры анкет-вопросников, разработанных автором брошюры и применявшихся в работе Факультета экологического туризма Российской международной академии туризма. Эти примеры, правда, не демонстрируют непосредственные методы выделения целевых групп клиентов, но позволяют судить о подходе в целом, а отчасти и ориентируют на анализ смежных сюжетов, весьма важных для планирования экотуризма. Кроме того, примеры вопросников дают представление о разнообразии тем, респондентов и задач, которые могут быть предметом или объектом эколого-социологических исследований. Различными могут быть и способы анализа результатов таких исследований. Вот как был построен опрос, выполненный совместно сотрудниками турагентства "Социум-тур" и студентами Факультета экологического туризма Российской международной академии туризма, и вот как анализировались его результаты. Были разработаны два типа социологических анкет. Одна для руководителей подмосковных здравниц, то есть анкета для экспертов. В нее были включены целый ряд взаимосвязанных вопросов, ответы на которые позволяют выявить и экологическую обстановку в конкретных местах отдыха, расположенных в Подмосковье, и уровень осведомленности организаторов отдыха в вопросах экологии. Перечень вопросов руководителям турхозяйств и предприятий для выявления экологичности предлагаемых ими услуг и экологической ситуации ( упрощенный вариант для экспресс- опроса ) 1. Как Вы можете охарактеризовать общее состояние окружающей среды в окрестностях Вашего предприятия? ( отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное ) 2. ............ |