Часть полного текста документа:Целевая защита ребенка - целевая функция деятельности классного руководителя Ковальчук Марина Александровна, зав. лабораторией региональных проблем воспитательной работы, кандидат педагогических наук Социально-экономические преобразования различных сфер общественной жизни не оставляют в стороне и школу. Современная школа, как и общество в целом, переживает сложный период. Трудно, но набирает силу позитивный процесс, связанный с повышением роли школы как института социализации ребенка. Организатор воспитательной работы в классе, направленной на развитие учащихся, - классный руководитель. Его роль в связи с усилением воспитательной функции школы постоянно растет, но в то же время классные руководители современной школы находятся в трудной ситуации, которая заключается в том, что распались детские организации, семейные связи крайне непрочны, дети и взрослые порой отчуждены друг от друга, внешкольные учреждения в большинстве своем платные. Таким образом, работа классного руководителя с детьми является практически единственной, способной заполнить вакуум, в котором оказываются школьники. Детям нужна реальная помощь, поддержка, социальная защита. Статистика за последние два-три года отмечает рост детской преступности, самоубийств среди подростков, наркомании и т.д. Эти негативные явления сопровождают процесс преобразования нашего общества в целом и процесс изменений в школьной жизни. Поэтому все больше внимания в литературе и на практике уделяется проблеме социально-защитного подхода к семье и ребенку. Социальная защита ребенка становится стержневой функцией, определяющей содержание деятельности классного руководителя в целом. Это обусловлено тем, что в России в целом и в Ярославской области в частности система социально-психологической помощи детям и подросткам только зарождается. И в данных условиях деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка приобретает острую актуальность. Сущность ее заключается в том, что классный руководитель выступает в роли координатора и непосредственного исполнителя, помогающего детям и их родителям получить социальную помощь и социальные услуги. Проведенный опрос школьников Ярославской области показывает, что дети остро нуждаются в социальной помощи, но лишь 2% из 200 опрошенных обращались за помощью к своим классным руководителям. Эти цифры говорят о необходимости усиления работы с педагогами Ярославского региона в данном направлении. Что же такое социальная защита вообще? Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Социальная защита как функция клас-сного руководителя - это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. ............ |