Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт национальной и мировой экономики ПРЕДМЕТ. Отечественная культура. РЕФЕРАТ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И ЕЕ МЕСТО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Москва 2002 г. СОДЕРЖАНИЕ МЕСТО ПРАВОСЛАВИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 3 "СОКРОВИЩНИЦА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ" 4 МОЛИТВЕННИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ 5 ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА 8 ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК 10 МОНАСТЫРЬ В XV ВЕКЕ 13 АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 15 * ТРОИЦКИЙ СОБОР 16 * ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 20 * УСПЕНСКИЙ СОБОР 21 * КОЛОКОЛЬНЯ 22 КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ И БАШНИ 23 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ 24 МЕСТО ЛАВРЫ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ 24 * ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ 25 ЛАВРА НА СТРАЖЕ РОДИНЫ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 Русская культура немыслима вне церковной жизни, ее невозможно понять и представить в отрыве от Священного Предания Православной Церкви, в отрыве от неповторимых по своей красоте и глубине веками сложившихся форм православного богослужения. Более того, именно от Православия, как от источника живой воды, русская культура получает творческий импульс для своего развития, именно связью с Православием объясняется богатейшее содержание, разнообразие форм и возвышенный характер достижений нашей культуры. Ибо по Православию дано видение особой, мистической красоты духовного мира - красоты в собственном смысле этого слова, красоты как отражения бесконечных совершенств Творца в тварном мире, как явления славы Божией, наполняющей Вселенную. И эта красота абсолютной гармонии проявляется в области нравственной - в духовном облике святых, она созерцается в природе, но особое ее присутствие - в православном богослужении, где она осознается и воспринимается как ни с чем не сравнимая "сладость церковная". Если подходить к художественным ценностям русской культуры с мерками чисто светского сознания, то анализ этих ценностей будет всегда страдать неполнотой, поверхностностью, как бы ни были обширны познания и высока квалификация исследователя. Более того, люди с особо тонким, "художественным" восприятием окружающего мира даже считают, что, скажем, православную икону не имеет смысла созерцать вне храма; и даже в самом храме, но при отсутствии богослужения, впечатление от этой иконы будет не таким глубоким и не таким верным, как во время церковной службы, когда зрительное восприятие образа дополняется пением и чтением, запахом ладана, видом горящих свечей и лампад, действиями священнослужителей. В связи с этим понятна особая, можно сказать, исключительная роль Троице-Сергиевой Лавры как сокровищницы русской культуры. Она - не просто архитектурный ансамбль произведений зодчества, но именно Дом Живоначальной Троицы, обитель, в которой обитают живые люди - иноки. Иконы в ее храмах - не музейные экспонаты, запрятанные под стекло и снабженные этикетками, но это неотъемлемая часть "храмового действия", по выражению священника П. ............ |