Часть полного текста документа: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Психолого - педагогическая характеристика тревожности. 1.1. Определение понятия "тревожность" 1.2. Отечественные и зарубежные психологи о проблеме тревожности у детей. 1.3. Классификация видов тревожности. 1.4. Причины появления и развития тревожности. 1.5. Особенности поведения тревожных детей. Глава 2. Психолого - педагогическая работа с тревожными детьми. 2.1. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников. 2.2. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми. Глава 3. Проведение психолого - педагогического эксперимента. 3.1. Констатирующий эксперимент. 3.2. Формирующий эксперимент. 3.3. Контрольный эксперимент. Заключение. Тезаурус. Библиография. Приложения. ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Типовое положение о деятельности ДОУ (ст. 12 Федерального закона "Об образовании" от 12 июня 1995 г.) главной задачей определяет следующее: всемирное общество в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании, с учётом национальных и региональных особенностей. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состоянии физического, психического и социального благополучия ребёнка. Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. На июльском заседании (1996 г.) коллегии Министерства Образования РФ отмечалось, что увеличилось число детей "группы риска", у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно - психической системе. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции (Программа - 2). По данным исследованиям эмоциональной дезадаптации детей в городе в Нижнем Тагиле (1994 - 1996 гг.) распространенность этого явления по возрастам имеет следующую динамику: среди детей 4-х лет - 44,4 %, среди детей 7 лет - 80 %, среди детей в возрасте 9 лет - 100 %. (Свинина Н. Л.) В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 - 3 классы) в 1990 - 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 - 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 - е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше. В отечественном психолого - педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. ............ |