Часть полного текста документа:Тревога, как усилие человека быть Мячин Иван Внутренняя противоречивость и многогранность, личностная вовлеченность и ответственность, борьба с научной дискурсивностью и однозначностью - вот те моменты, характеризующие рассмотрение всякой проблемы в русле экзистенциальной психологии. Систематический анализ, как известно, не является козырем экзистенциальной психологии, поэтому при написании этой работы представляется возможным избежать хронологической последовательности в развитии взглядов (от Л. Бинсвангера и П. Тиллиха к С. Мадди и А. Лэнгли). Тем более, что подобный способ рассмотрения оказывается по сути своей противоречащим экзистенциальной традиции, неотъемлемой максимой которой является установка на историчность и диалогичность. Иными словами, сама логика рассмотрения обладает нудительной силой, навязывающей форму диалога Я-Ты, когда представляется возможным сместить акценты с монолога однозначности на мозаичность и полифонию разных голосов, когда впервые только и появляется возможность быть услышанным или, в нашем случае, дать возможность быть услышанным. Избрав эту точку в качестве отправной, необходимо дополнить общий контекст рассмотрения центральной проблемы - проблемы тревоги. Этот контекст в самом общем виде можно определить как экзистенциальный, т. е. феномен тревоги как экзистенциальный феномен. Для того, чтобы удержаться в таком способе понимания, нужно определить, в чем заключается подлинный экзистенциальный статус тревоги. Как соотносятся бытие и тревога, чтосодержит в себе тревога, что позволяет рассматривать её в качестве таковой. Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, хотя всегда проще отделаться поверхностным вариантом: тревога - это осознание нерешенных конфликтов между структурными элементами личности. Но такое понимание вряд ли открывает для нас что-то убедительное. Экзистенциальное понимание тревоги связано, прежде всего, с отношением бытия к небытию. Тревога - это та базовая категория, которая позволяет сделать это отношение более наглядным. Осознание возможности бытия-небытия - это и есть состояние тревоги, вытягивающее человека из линейности временной перспективы в том смысле, что простое планирование будущего оказывается невозможным. Человек ощущает этот нудительный характер тревоги, благодаря которой для него открывается возможность установиться в качестве такового. Позитивная функция тревоги заключается в том, что она как бы маркирует для человека возможность быть. Тревога открывает ему глаза на его уникальность и незаменимость в бытии. Или, выражаясь словами М. Бахтина, впервые только и приоткрывает позицию "не-алиби в бытии". В противовес негативному способу понимания тревоги, как состояния, которое необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше, экзистенциальное понимание утверждает противное: тревогу невозможно преодолеть. П. Тиллих в работе "Мужество быть" вводит схожее представление: "Мужество не устраняет тревогу: тревога экзистенциальна, и её невозможно устранить. Мужество - это самоутверждение "вопреки", а именно вопреки небытию. Тот, кто действует мужественно, принимает в своемсамоутверждениитревогу небытия. Тревога толкает нас к мужеству, так как альтернативой мужеству может быть лишь отчаяние.Мужество сопротивляется отчаянию, принимая тревогу в себя". ............ |