Содержание
Введение
1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста
1.1 Характеристика сущности и содержания процессов памяти в психолого-педагогической литературе
1.2 Основы и особенности логического запоминания
1.3 Проблема успешного обучения детей подросткового возраста
1.4 Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста
2. Экспериментальное исследование влияния тренинга логического запоминания на успешность обучения у детей подросткового возраста
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Описание формирующего эксперимента
2.4 Контрольное исследование успешности обучения у детей подросткового возраста
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Сегодня многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости, особенно в средних и старших классах.
Вместе с тем, не вызывает сомнения, что независимо от ведущей парадигмы, на основе которой в среднем общеобразовательном учебном заведении осуществляется учебный процесс, успеваемость является одним из наиболее значимых критериев эффективности учебной деятельности. Соответственно, низкий уровень школьной успеваемости говорит о снижении эффективности учебной деятельности школьников и, в целом, системы школьного образования, что может быть обусловлено целым рядом причин.
Актуальность проблемы. В современном мире с каждым днем растет поток информации, лавиной обрушивающийся на сознание подростков. В то же время постоянно повышаются школьные требования к запоминанию учебного материала. Механическое запоминание уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно запомнить современному школьнику. Любая деятельность, которая осваивается подростком: чтение, письмо, занятие физической культурой, спортом, трудовая деятельность - основана на том, что сам смысл изучаемого материала сохраняется в памяти. Поэтому необходимо развивать логическое запоминание, направленное на смысл изучаемого материала, а не на его внешнюю форму.
Цель исследования: Изучить влияние тренинга логического запоминания на успешность обучения подростков.
Объект исследования: Учащиеся 6-х классов средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процессы логического запоминания, обусловливающие успешность обучения в современной общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: Успешность обучения учащихся в средних классах в значительной степени зависит от уровня логического запоминания, и будет более эффективной после тренинга, направленного на развитие логического запоминания.
Задачи исследования:
1. Изучить основы и особенности процессов памяти и логического запоминания в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить проблему успешного обучения детей подросткового возраста и возможности развития логического запоминания;
3. Экспериментальным путем исследовать влияние тренинга логического запоминания на успешность обучения у детей подросткового возраста;
4. Проанализировать результаты исследования и сделать вывод.
Методологическую основу исследования составили теории развития памяти (Л.С.Выготский [6], З.М. ............