Часть полного текста документа:Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В. Ломоносова - Что говорить, невесело, - сказал Веткин. - Но как же иначе? Надо же людей учить делу. А вдруг война? А.И. Куприн. Поединок Исходя из типологии описанных выше программ, можно выделить следующие существенные требования к преподавателю-консультанту, проводящему внутрифирменное обучение. В практической деятельности преподаватель пользуется инструментами трех типов (табл. 3): • дидактикой и организацией учебного процесса; • профессиональными знаниями и умениями в предметной области; • особенностями собственной личности. Интересной темой может стать вопрос о карьерограмме преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения. На наш взгляд, оптимальным является последовательная смена нескольких профессиональных позиций от позиции сотрудника организации (внутреннего консультанта), через позицию ассистента в консультационных проектах и позицию преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения, к позиции внешнего консультанта, использующего в качестве одного из методов консультационной практики - участие в программах внутрифирменного обучения. Именно данный путь профессионального становления дает хорошие возможности для формирования необходимого дидактического и профессионального опыта. Преподаватель, работающий в системе последипломного образования, действует в совершенно иной ситуации по сравнению с учителем в школе или преподавателем вуза. Его аудитория - это взрослые, сложившиеся люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом со всеми вытекающими из этого преимуществами и ограничениями. Какие специфические аспекты взрослой аудитории можно выделить? Таблица 3 Типология целей обучения Аспект компетентности преподавателя Дидактический Организационный Профессиональный Личностный 1. Передача знаний 1. Навыки публичного выступления и проведения лекций-бесед. 2. Навыки диагностики аудитории и формирования мотивации слушателей Компетентность в профессиональной области, владение профессиональным инструментарием Умение вызывать интерес к собственному опыту, а для этого наличие опыта чувственных переживаний в области профессиональной деятельности 2. Формирование ориентации на изменение 1. Создание проблемных ситуаций, провоцирующих слушателей на оценку собственного опыта и выявление существующих ограничений. 2. Навыки проектирования и проведения групповых обсуждений Знакомство с самыми новыми подходами, навыки диагностики ситуации в организации, выделения проблем 1. Обращение к опыту собственного развития, преодоления кризисов. 2. Задание образа желаемого будущего для слушателей - презентация некоторого образа успешной личности и профессионала 3. Формирование индивидуального поведения Навыки проектирования упражнений на отработку профессиональных навыков, умения проводить оценку эффективности профессиональной деятельности, индивидуальное консультирование и разработку рекомендаций по индивидуализации обучения Владение широким инструментарием профессиональных средств и навыками рефлексии профессиональной деятельности, а также навыками передачи их другим Лидерские навыки - авторитетность, убедительность, психологическая компетентность, проницательность, коммуникативная гибкость 4. ............ |