Часть полного текста документа:Трансперсональная психология - специфика направления и подготовка специалистов Бревде Геннадий Михайлович Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии - не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся. Трансперсональная психология - направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек. Трансперсональная психология стала интенсивно развиваться в 70-е годы, сначала в рамках гуманистического подхода, а затем выделилась в самостоятельное направление психологической науки и практики. К моменту возникновения гуманистического и трансперсонального направлений в психологии и психотерапии эффективно применялись и интенсивно развивались различные подходы, исследовательские и практические методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) модель опирающегося на поле сознания Эго. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена на обособленный - в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни - конструкт или процесс психики. За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в его психике) коллективные паттерны бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие столь важные компоненты реализации личностного потенциала, как харизматичность, востребованность, успешность. Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я - не только "отнюдь не вся психика" (Юнг) - но и "отнюдь не Я"; о том, что в его психической деятельности доминирует бессознательное, регламентирующее направленность и напряженность потоков психоэмоциональной энергии, интенсивные и экстремальные переживания, творческие процессы, аффекты. Базальный внутренний конфликт - разрыв между сознанием и бессознательным - стал распространенным (если не тотальным) явлением. Его последствия: с одной стороны, неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, разрушительные для личности суррогаты интеграции поверхностных и глубинных слоев бытия (алкоголизм, наркомания, участие в псевдорелигиозных сообществах), с другой - стихийно возникавшие и патологизировавшиеся переживания мистического и квазидуховного опыта. Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии, социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики. Объектом глубинной психологии (психоанализа, аналитической психологии, гуманистической и трансперсональной школ) становится уже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий - а идивид - "обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая - по необходимости - как незримую область бессознательного, так и сознание" (Юнг). ............ |