1. Укажите, кем и когда впервые были сформулированы понятия и основные черты философской психологии, в чем заключается их сущность.
Феноменологическая парадигма обильно представлена тем, что принято называть "философской психологией": смысловыми рассуждениями о том, что такое дух, душа, сознание, мысль и как решить проблему души и тела [2, с.34].
Эту парадигму можно назвать смысловой потому, что в основном она работает на уровне языка, анализируя понятия.
К "феноменологическим" рассуждениям относятся, например, такие: "сознание интенционально" (Брентано), "сознание - это свойство высокоорганизованной материи" (Ленин), "душа проста" (Платон), "субъект - это структура" (Лакан).
Традиции у философской психологии как течения в развитии психологии богатейшие: началась она в Античности с рассуждений Платона и Аристотеля о душе.
Поэтому мы, с полной уверенностью можем утверждать, что философская психология возникает в VII-VI вв. до н.э [2, с.34].
Она представляет собой знания о психике, полученные с помощью умозрительных рассуждений.
Такие знания либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии. Но по сравнению с ней характеризуется стремлением установить общие законы, которым должна подчиняться душа.
Затем была продолжена в трудах Августина, Декарта, рационалистов/эмпириков, Канта.
Особый интерес, на наш взгляд представляет собой развития философской психологии во времена Просвещения в Америке [3, с.47].
Развитие данного направления связано с именем Джонатана Эдвардса (1703-1758).
Энтузиазм Эдвардса по отношению к эмпиризму был так велик, что гений увлек его в направлении идей Беркли и Юма. Подобно Беркли, он отрицал различие между первичными и вторичными свойствами и пришел к выводу, что разум знает только свои перцепции, а не внешний мир.
Подобно Юму, он расширил роль ассоциаций в функционировании разума, обнаружив, как и Юм, что законами ассоциации являются смежность, сходство, а также следствие и причина. Наконец, как и Юм, он обратился к скептицизму и стал утверждать, что причину нельзя рационально объяснить и что эмоции, а не рассудок - истинный источник действий человека.
Но Эдвардс, в отличие от Юма, остался христианином, и в этом отношении его можно считать больше средневековым, чем современным ученым [3, с.48].
Акцент Эдвардса на эмоциях как основе религиозного обращения помог открыть путь американской форме романтизма и идеализма: трансцендентализму. Трансцендентализм представлял собой мятеж Новой Англии против того, что стало удобной, удушающей и сухой формой пуританства.
В 19 веке эта дисциплина переживала некоторый застой, в связи, с чем в конце 19 века была потеснена сразу двумя эмпирическими школами, собственно научными в современном смысле этого слова: интроспекционистами и вундовцами.
В начале 20 века к этим двум эмпирическим школам добавились еще мощные школы гештальт-психологов, бихевиористов, а в середине 20 века присоединились психофизиологи, пиажисты, экзистенциалисты и другие.
В первой половине и в середине 20 века спекулятивная философская психология была практически не у дел.
2. ............