Томас Кук, в отличие от своего знаменитого соотечественника-однофамильца, никаких географических открытий не совершал. Он совершил простое человеческое открытие – придумал туризм и все, что с ним связано: маршрут, билеты, бронирование гостиниц, путеводители, дорожные чеки.
Он сделал путешествие доступным, комфортным, безопасным, а сам туристический бизнес прибыльным.
НЕБОГАТЫЙ ФЕРМЕР Джон Кук, как и большинство жителей городка Мельбурн, расположенного в центральной Англии, занимался выращиванием овощей и фруктов. Такое будущее ждало и его сына Томаса, родившегося 22 ноября 1808 года. Однако судьба распорядилась иначе. Отец умер, оставив семью без средств к существованию. Мать снова вышла замуж, и у Томаса появился отчим – Джеймс Смитхард, который, надо отдать ему должное, оказался порядочным человеком и отнесся к пасынку по-отечески. Он отправил его учиться в школу при монастыре. В 17 лет Томас Кук стал полноправным членом церкви баптистов. Он переехал из Мельбурна в Лафборо, где преподавал в воскресной школе и писал статьи для местного баптистского журнала.
В 1830 ГОДУ из-за нехватки средств баптистская ассоциация города Лафборо перестала платить Куку зарплату. Поэтому ему пришлось сменить профессию и стать плотником. Кук снял небольшую мастерскую в соседнем с Лафборо городке Харбораф и переехал туда с женой. Но ни новый образ жизни, ни житейские проблемы не стали преградой на пути прирожденного проповедника. Он продолжил миссионерскую деятельность. Кук без устали проповедовал борьбу с пьянством в обществе, где само законодательство, чтобы противостоять импорту бренди, поощряло перегонку спирта в домашних условиях.
В 1836 году Кука единогласно избрали секретарем только что созданного в Харборафе Общества трезвенников. Начала приносить постоянный доход и его мастерская. Благосостояние Кука росло, теперь он мог нанять помощников, обзавестись учениками и сосредоточить все свои силы на борьбе с пьянством.
Но в полной мере раскрыть свои организаторские способности Куку помог прогресс, а точнее ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ между Дерби и Рагби, которое было открыто в 1840 году. Пожалуй, первым, кто смог по достоинству оценить возможности нового вида транспорта и потребности железнодорожников в клиентах, был Томас Кук. Он задумал использовать железную дорогу... в своих благих целях: проповедовать с ее помощью здоровый образ жизни.
Кук решил нанять поезд и отвезти на нем своих союзников в Лафборо на съезд Ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. С этой целью он обратился к секретарю железнодорожного общества Джону Фоксу Беллу и убедил его предоставить скидку на билеты, если ему удастся собрать достаточное количество пассажиров. На подготовку поездки было потрачено две недели. Во-первых, Куку предстояло договориться о культурной программе и питании в Лафборо. Во-вторых, необходимо было известить всех о предстоящей поездке. Для этих целей были напечатаны и распространены рекламные плакаты. Специальные приглашения были разосланы в другие города.
Эта поездка стала первой в истории человечества туристической поездкой. Известна и точная дата рождения туризма – 5 июля 1841 года. Именно в этот день около 600, столько удалось собрать Куку, «друзей трезвости» встали в девять открытых вагонов и отбыли в Лафборо. ............