Часть полного текста документа:Толстой Алексей Николаевич Р. Мессер Толстой Алексей Николаевич (11 января 1883-) - один из крупнейших советских писателей. Р. в Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима - разорившегося помещика. Мать - писательница, печаталась под псевдонимом Александры Бострем. Окончил Петербургский технологический ин-т. В годы 1918-1923 был в эмиграции. Впервые Т. выступил в литературе в 1907 книжкой стихов "Лирика". Эта его книжка, как и следующая, "Сорочьи сказки" (1910), написана была под непосредственным влиянием русского декаданса. Ранние новеллы Т. ("Соревнователь", "Яшмовая тетрадь" - 1909) представляют собой стилизации под XVIII в. Однако вскоре после этих первых литературных опытов Т. выступил как непосредственный продолжатель реалистических традиций XIX в. Его ранняя реалистическая проза (цикл рассказов, впоследствии названный "Под старыми липами", "Чудаки" - 1910, повесть "Хромой барин" - 1912 и т. д.) посвящена теме оскудения и вырождения усадебного дворянства. С самой неприглядной стороны изображен быт российского дворянина-помещика, разорившегося, опустившегося, потерявшего вкус к культурной жизни. На страницах произведений Т. вырастает целая галлерея анекдотических героев, чудаков, вырождающихся самодуров, бездельников, беспредметных мечтателей, этих обломков прошлого, последних представителей дворянского поколения ("Мишука Налымов", "Петушок", "Мечтатель", "Хромой барин", "Чудаки" и т. д.). В противоположность Бунину, Б. Зайцеву и другим эпигонам дворянской литературы Т. безжалостно разрушал поэтическую легенду "дворянских гнезд", реалистически обнажал застойный и пошлый быт усадебной России начала века. В этом направлении разработана Т. и тема уездных российских сумерек. Уездный врач, учитель, актриса, приехавшая в родные места ("Деревенский вечер", "Прогулка", "Родные места") - это жалкие, искалеченные жизнью, по-своему смешные люди, но в которых живет пусть нелепый и уродливый, но непосредственный порыв к жизни, к счастью. Именно в "счастьи живой любви" видит Т. в эти годы единственный выход из пошлости и мертвечины окружающего. Эту здоровую, честную любовь противопоставляет писатель эротической мистике исступленной похоти декадентов ("Любовь" и др.). По своему стилю ранние произведения Т. продолжают традиции русского реалистического романа XIX в. Детальный психологический рисунок, неторопливое повествование, прерывающееся отдельными напряженно-драматическими сценами, характерные сюжетные ситуации (приезд героя - столичного жителя - в уездную глушь), лирический пейзаж, складывающийся из описания "тенистых парков" с "сырой листвой", заросших камышами прудов, "лунных бликов", "лунной сырости", типичный усадебный interieur, на котором лежит уже печать тления ("запертые залы с портретами дам и кавалеров в напудренных париках, с золоченой мебелью, изъеденной мышами"... "потертые диваны и круглые столы и ноты в изъеденных корешках...") - все это идет в русле русского усадебного романа. В годы мировой войны, работая в качестве корреспондента русских и союзнических фронтов, Т. дал ряд военных корреспонденций ("В Англии, на Кавказе, по Волыни и Галиции", 1916), рассказов ("Прекрасная дама", "Маша", "Простая душа"), в которых Толстой пытался затушевать страшный лик войны, изобразить ее в спокойно-будничных тонах. ............ |