Часть полного текста документа:Толстой Алексей Константинович А. Грушкин Толстой Алексей Константинович, граф (1817-1875) - поэт, драматург и беллетрист. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее воспитание, был близок к придворной жизни. Много путешествовал по России и за границей, с 1836 служил в русской миссии во Франкфурте, в 1855 участвовал в севастопольской кампании. Умер в своем черниговском поместьи. Несмотря на блестящую придворную карьеру (был флигель-адъютантом Александра II, потом егермейстером), Т. в своем творчестве отразил фрондерские настроения славянофильского оттенка. Конфликты Т. с Александром II на почве борьбы за личную независимость поэта, за освобождение его от придворных уз нашли отражение в "Илье Муромце" ("государыне-пустыне поклонюся вновь"), в "Садко", где в аллегорической форме едко осмеивается царский двор, а также и в декларативной поэме "Иоанн Дамаскин", прославляющей уход поэта из великолепного дворца калифа ("отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле"). Корни этого вольнолюбия Т. лежат глубоко в прошлом. Он всячески поэтизирует Киевскую Русь, противопоставляемую абсолютизму как якобы антиславянскому в своей основе, "татарскому" началу ("Змей-тугарин", "Поток-богатырь"). Славянофилы 40-50-х гг. возводили в культ московский период русской истории. Т. был убежден, что и московский период был извращением истинно славянского духа. Иван Грозный именно как истребитель боярских родов и создатель бюрократического государства символизирует в глазах Т. злое начало в русской истории. Обращаясь к русской истории, Т. превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей ("Князь Михайло Репнин", "Василий Шибанов"), зло издеваясь над ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в злободневных откликах (см. напр. стих. "Единство", бичующее Каткова), и в то же время еще более яростно отвергая политически прогрессивные, буржуазно-демократические течения ("Поток-богатырь", "Баллада с тенденцией"). Поэтическая продукция Т. - это, во-первых, баллады из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной героической тематикой, во-вторых - ряд лирических произведений, преимущественно отражающих тягу к природе, к примитивным жизненным впечатлениям. Следует отметить, что и в балладах Т. героическая эпичность сочетается с жизнерадостным биологизмом, с любовным проникновением в жизнь птиц, животных и растений, с которой так гармонирует эмоциональный мир излюбленных героев Т. Герой баллад Т. - как правило - рисуется в облике мужественного, полнокровного и грубого варвара. В культ возводятся физическая сила, мужество, несокрушимое здоровье. Жизнерадостный биологизм, опьянение ярью "веселого месяца мая", под воздействием которой "в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи", а княжеским дочерям "не шьется, хоть иглы изломай" - служит лейтмотивом баллады "Сватовство", где мы имеем пример сочетания феодальной героики с поэтизацией весеннего ликования природы. Характерно, что и смерть, подстерегающая феодального героя Т. ("Канут"), не воспринимается в мрачном свете, т. к. рисуется на фоне весеннего цветения, смягчающего трагизм фабулы. Здесь корни примитивного пантеизма, своеобразного язычества Т. ............ |