Часть полного текста документа:ТМ: душа и чистое сознание Юрий Карпенко Введение Понятие души в работах Махариши Махеш Йоги С точки зрения использования понятия "душа" (soul) в этом пункте формально проанализирован понятийный аппарат, развитый Махариши Махеш Йоги в его основополагающих работах "Science of Being and art of living" и "Махариши Махеш Йоги о "Бхагавад-Гите", в последней книге дан оригинальный перевод и комментарий к первым шести главам этого священного текста индийской традиции. Понятие "душа" трижды встречается в комментариях к "Бхагавад-Гите" и еще два раза в приложении к ним, в работе "Science of Being and art of living" оно не используется. Ключевыми понятиями для учения Махариши Махеш Йоги о высших состояниях сознания и, соответственно, наиболее часто используемыми являются: чистое, трансцендентное, космическое, божественное состояния сознания, ум, интеллект, чувства, ощущения, тело. Понятие "душа" впервые встречается в комментарии к 11 шлоке V главы "Бхагавад-Гиты". В двух других местах, где далее в комментариях упоминается душа, говорится о том, что великие индийские правители и святые почитали Бога всем своим существом, в состав которого входит и душа. 11 шлока V главы в переводе Махариши Махеш Йоги гласит: Одними лишь телом, умом, интеллектом и даже чувствами йоги, отказываясь от привязанности, совершают действие для самоочищения. Комментарий Махариши Махеш Йоги к ней: "Здесь Господь разъясняет необходимость для самоочищения. К какому состоянию самоочищения стремится йог, когда он совершает действие? Разве благодаря практике самадхи, йог уже не обладает чистым состоянием сознания? Разве практики самадхи недостаточно, чтобы очистить душу? По-видимому, нет, потому что Господь здесь ясно выражает потребность в совершении действия для той степени очищения, которую не достичь с помощью самадхи" (Махариши, с. 253...254). Дальше в комментарии развивается тема самоочищения (об этом ниже), но понятие "душа" при этом не используется. Отдавая должное мудрости Махариши Махеш Йоги, фиксируем ключевой вопрос для данной статьи вопрос: "Разве практики самадхи недостаточно, чтобы очистить душу?" Или иными словами: что происходит с душой человека при расширении его сознания? Напомню, что ТМ - это техника самадхи, т.е. высшей ступени йоги по Патанджали, одна из высших ценностей этой религиозной традиции. Это означает, что контекст употребления понятия "душа" имеет высочайшую религиозную значимость, хотя это специально не акцентируется и этот вопрос нигде в работах, о которых идет речь, не обсуждается. В приложении в контексте комментирования второго стиха 1 главы "Бхагавад-Гиты" в свете шести основных систем индийской философии понятие "душа" впервые разъясняется в терминах системы Вайшешики. Согласно этой системе индийской философии, душа является восьмой из девяти субстанций, лежащих в основе сущего, наряду с четырьмя первоэлементами и др. На ее существование, как отдельной субстанции, наряду с некоторыми конкретными моментами функционирования организма человека указывают также факты жизни как таковой, умственной деятельности, изменения в области чувств, удовольствие, боль, желание и усилие. Девятой, конечной субстанцией, является ум, трактуемый как способность, отвечающая за то, чтобы давать знание душе о ее контакте с чувствами и их объектами (Махариши Махеш Йоги). ............ |