Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний
План
1. Понятие рынка, его виды, принципы деятельности
2. Содержание и основное назначение рыночных показателей: емкость; конъюнктура рынка
3. Доля рынка, контролируемая организацией
1. Понятие рынка, его виды, принципы деятельности
Кроме искусственно созданных социальных институтов в обществе существуют институты, возникшие без явно осознанного намерения. Такими являются язык, право, денежное обращение, рынок, разделение труда и др. Это спонтанные результаты исторического развития. Человеческое сообщество неизбежно порождает рынок, т.е. производителей, продавцов, перекупщиков и потребителей. И наоборот: если сообщество не порождает рынка, то это не человеческое сообщество. Например, сообщества зверей рынка не порождают. Рынок предполагает продавцов, потребителей, перекупщиков и конкуренцию. При этом продавец и перекупщик тоже потребители, но своеобразные. Количество перекупщиков может быть большим или меньшим, но они есть всегда. Они кажутся, на первый взгляд, просто нахлебниками и рвачами, но без них рынок существовать не может. В некоторые периоды истории с перекупщиками, или спекулянтами, жестоко боролись: их расстреливали и вешали в период гражданской войны в России, отправляли на гильотину во времена Французской революции, но никогда общество не могло избавиться от них полностью. Что касается другого важнейшего элемента рынка — конкуренции, то после А. Смита ее благотворное влияние на общество признавалась всеми. Только в социалистическом обществе ее обозначали как «соревнование».
Что же такое «рынок»? В. Даль определяет его как площадь в городах и селах для торговли съестными и другими припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням. Таким образом, Даль определяет рынок как место, т.е. географически. В русском языке используется еще слово «базар», отличие которого только в том, что оно тюркского происхождения; «рынок» — исконно русское слово.
Ф. Котлер определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Таким образом, понятие рынка сегодня — это некая абстракция, общее наименование группы покупателей.
В дальнейшем мы будем пользоваться определением Ф. Котлера.
Трактовка рынка как абстрактного понятия может привести к ошибкам (особенно крупных компаний), которые состоят в том, что компании не думают, об индивидуальных потребителях и мало изучают структуру потребностей. Вообще нужно заметить, что изучению структуры потребностей уделяется удивительно мало времени. Например, кто может сказать, какова структура потребностей нашего учебного заведения, города или региона?
Существуют различные рынки: мировой, внутренний, электронный, локальный, патентный, ресурсов, продавцов, покупателей, ликвидный, «ленивый» и др. Мы рассмотрим некоторые из них.
В Государственном стандарте России — ГОСТ Р 51503-99 «Торговля. Термины и определения» записано:
• рынок товаров и услуг; потребительский рынок: сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда;
• товарный рынок: рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.
Рынки можно подразделить на два типа: рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.
Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.
В начале 50-х гг. ............