Часть полного текста документа:Мое отношение к психической коммуникации построено на убеждении, что коммуникативное пространство, состоящее из звуков, света, тактильных ощущений идр. сенсорных стимулов, окружающих младенца еще в утробе матери, начиная с 4-6 месяцев, по мере развития органов чувств, имеет для него определенный смысл изначение. Охарактеризовать это значение можно следующим образом - оно необходимо для формирования психики, которое осуществляется за счетнепрерывного взаимодействия с окружающими источниками психических стимулов. При чем это взаимодействие, т.е. коммуникация,начинается не со второго месяца после рождения, как это описывают многие авторы, когда младенец начинаетманипулировать первыми объектами и не тогда, когда младенец находится в поглощении оральными потребностями. Эта коммуникация начинается еще в эмбриональномпериоде развития. Почему коммуникация и взаимодействие имеет определяющее для психического функционирования значение? Этобыло доказано уже многими авторами, изучающими сенсорную депривацию[1][А.Г.1][А.Г.2].Поэтому можно сделать вывод, что сенсорные стимулы, имеют биологическую необходимость, а говоря в терминах психологии, сенсорные стимулы необходимы,как источник иннервации психической активности. Другими словами можно соотнести сенсорное стимулы непосредственно с качеством психической энергии, т.е. вкакой-то степени с уровнем либидо. Я называю психическую энергию - либидо, потому что другого такого определения у нас нет. И хотя Фрейд наделяллибидо сексуальной заряженностью, мне кажется, будет правильно, как и Юнг, наделить либидо смыслом общей психической энергией. И придать, в таком случае,либидо не только сексуальный характер, но и коммуникативный, т.е. связующий, участвующий в психическом взаимодействии. Если вывод о связи патогенных процессов, возникающих при сенсорной депривации,действительно соотносится с потерей стимулирующей, жизненно необходимой психической энергией, генерируемой из взаимодействия с окружающими стимулами,то в таком случае мы можем обосновывать коммуникацию, как психофизиологически обусловленный процесс, потребность в котором испытывает организм человека наэндогенном уровне. А продукт непосредственной коммуникации, выражаемый в простейшем взаимодействии с окружающим, как единственный безусловный источникпсихической энергии. В таком случае, остальные источники психического возбуждения, такие как сексуальное влечение и инстинкт самосохранения,целесообразно рассматривать как вторичные формы психической активности, придающие психической деятельности лишь специфическую характеристику актуальнойпсихической потребности, в основании которой всегда будет более глобальное биологическое влечение - в контакте и взаимодействии, т.е. коммуникации. Именно поэтому уже к 6 месяцу эмбрионального развития младенец имеет уже полостьюсформированную систему органов чувств, которая позволяет ему воспринимать звук и свет, тепло и холод, вкусовые ощущения околоплодной жидкости, тактильныеощущения от прикосновения к стенкам плаценты и с собственным телом и т.п. На мой взгляд, все эти сенсорные впечатления уже на этом периоде развития подводятпсихическое функционирование младенца ко все более актуализирующейся и приближающейся для младенца форме дальнейшего бытия, т.е. потребности кбиологической сепарации и психической индивидуации. ............ |