Часть полного текста документа:План Введение 1. Виды контроля знаний и умений учащихся. 1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся. 1.2 Функции контроля знаний и умений учащихся. 1.3 Формы контроля знаний и умений учащихся. 1.4 Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии 1.5 Отметки и оценки на контрольных этапах. 2. Контрольные мероприятия при изучении темы "Тип Простейшие". 2.1 Содержание знаний и умений учащихся по теме "Простейшие". 2.2 Цели изучения темы "Простейшие". 2.3 Циклы усвоения знаний. Календарный план. 2.4 Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний. 2.5 Итоговый контроль по теме "Тип Простейшие". 3. Тестирование 3.1 Тестирование как метод педагогического контроля. 3.2 Формирование оценочной шкалы тестового контроля. 3.3 Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий. 3.4 Достоинства и недостатки тестирования. 3.5 Нетрадиционные тесты и диктанты, применяемые на уроках биологии. 3.6 Нетрадиционные методы активизации урока. 4. Организация самостоятельной работы учащихся для успешной подготовки к различным видам контроля. 5. Заключение 6. Литература Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гёте. Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начал, придя в школу, уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. В связи с этим я решил изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их. - Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. Процесс контроля - это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям. Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеет определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них. 1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы: - довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа; - при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой, связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени; - возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся. - иногда оценки, выставляемые учащимся оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя. 2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. ............ |