Часть полного текста документа:Теория сюрреализма Андреев Л.Г. Итак, история- это история необходимого приобщения бунтарей к социальной революции, история неизбежного поражения вольнонаемных идеологов "тотального отрицания" в их схватке с Историей, история превращения лозунгов "абсолютной свободы" в лозунги абсолютно троцкистские. Сюрреалистическая теория, как и история сюрреализма, раскрывает его суть, характер его претензий. Теория раскрывает претензию сюрреализма на то, чтобы быть не только общественно-политическим движением, но чем-то, вроде философской школы, дающей новое представление о действительности. "Передвинуть границы так называемой реальности", - вот, согласно Бретону, главная задача сюрреализма. "Мы ничего общего не имеем с литературой...". Нет, сюрреалистам не до искусства, не до литературы: в эпоху кризиса, в эпоху, когда, как казалось сюрреалистам, даже разум скомпрометирован, даже действительность потеряла свой действительный характер, необходимо было прежде всего найти замену разуму, открыть новые средства познания, обнаружить подлинную реальность - "сверхреальность". То, что для дадаистов было предметом сенсационных деклараций, для сюрреалистов стало основой гносеологии, основой философской системы. Сюрреалисты не просто теоретизировали - они кажутся опутанными теоретизированием как липкой паут-иной, из которой нелегко выбраться к творчеству, к художественной практике. Освобождение человека казалось сюрреалистам в первую очередь, а то и всецело делом освобождения сознания, высвобождения "духа". Сюрреалистическая философия сразу же отразила и выразила своеобразие сюрреалистической революции - как чисто духовно-индивидуалистической, расковывающей личность с помощью "reve", с помощью "сна, алкоголя, табака, эфи ра, опиума, кокаина, морфия". Правда, сюрреализм попытался вырваться из плена индивидуализма, пытался найти способ воссоединения субъективного и объективного, личного и общественно, го. Сюрреалисты, повторяем, искали всеобъемлющую концепцию: для них и идеализм, и материализм были узки и однолинейны. Они хотели протянуть нити от самых глубин "я" к космосу и обратно, связать все и вся в один узел, найти "ключ", которым можно было бы отпереть вселенную, все ее помещения. Что же получилось из этой дерзкой затеи? Эссе Арагона - "Волна грез", или "Волна снов" - "Une vague de reves" - появилось осенью 1924 года Этот небольшой "этюд" можно считать фокусом, изначальным пунктом сюрреалистической теории. В нем зафиксировано то мгновение, когда человек становится сюрреалистом, то состояние, которое знаменует начало его освобождения - и одновременно начало философствования. Заметим, что у порога лежит в качестве обязательного и решающего звена полное, категорическое отключение от внешнего мира. Сюрреалистическое теоретизирование начинается тогда, когда удастся усыпить разум - тогда и набегает "волна грез". "Временами я внезапно теряю нить своей жизни Эти моменты, когда все ускользает от меня, когда огромные трещины возникают в дворце вселенной, - я бы ради этих моментов пожертвовал всей моей жизнью Тогда я улавливаю во мне случайное, я улавливаю сразу же, каким образом я себя превосхожу: случайное это и есть я...". Итак, открытие истины - это возвращение к "я", погружение в "я". ............ |