Содержание
Введение
1. Теория "оседлого бандита" М. Олсона
1.1 Институциональное понимание экономической роли государства
1.2 Модель государства по теории М. Олсона "оседлого бандита"
2. Реализация теории "оседлого бандита" в России в переходный период
2.1 Организованная преступность как экономический феномен
2.2 Перестройка в обществе - перестройка в мафии
2.3 Формирование "контрактного общества" в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Введение Актуальность. Манкер Ллойд Олсон, ведущий американский экономист и социолог - является автором концепции "оседлого бандита", в которой убедительно доказал, что для нормальной хозяйственной жизни стране необходимо стабильное правительство. [1]
В своей книге "Власти и Процветании" М. Олсон различал экономические эффекты различных типов правительства, в частности тирании, анархии и демократии. Он утверждал, что у "бродячего бандита" (под анархией) есть стимул только, чтобы украсть и разрушить, пока у "постоянного бандита" (тиран) есть стимул поощрить степень экономического успеха, так как он будет ожидать быть у власти достаточно долго, чтобы взять акцию этого. Постоянный бандит, таким образом, берет исконную функцию правительства - защита его граждан и собственности против бродячих бандитов.
Олсон видел в движении от бродячих бандитов постоянным бандитам семена цивилизации, прокладывая путь к демократии, которая улучшает стимулы для хорошего правительства, более близко выравнивая это к пожеланиям населения.
Среди других областей он сделал вклады в установленную экономику на роли частной собственности, налогообложения, общественных товаров, коллективного действия и прав контракта в экономическом развитии.
Цель: рассмотреть теорию "оседлого бандита" М. Олсона и спроецировать ее основные положения применительно к России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Теория "оседлого бандита" М. Олсона 1.1 Институциональное понимание экономической роли государства Любой институт - экономический, социальный, культурный - есть, по определению Д. Норта, правило игры в обществе. [2] Деятельность людей носит абсолютно свободный характер. Преследуя свои интересы, люди наталкиваются друг на друга и причиняют друг другу ущерб. Поэтому первая функция института - регулирование поведения людей таким образом, чтобы они не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то компенсировался. Вторая функция института - минимизация усилий, которые люди тратят на то, чтобы найти друг друга и договориться между собой. Институт призван облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом. Наконец, третья функция института - организация процесса передачи информации, или обучение. Таковы основные функции института, независимо от сферы его деятельности. Институты - это некие ограничительные рамки, которые люди построили, чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы упрощать путь из точки A в точку B, чтобы легче проводить переговоры и достигать соглашений, и т.п.
Чтобы лучше выявить своеобразие институционального подхода к экономической роли государства, отметим, какая роль ему приписывается в других школах экономической теории. ............