Часть полного текста документа:Теория государства и права (Конспект) В теории государства и права исследуется возникновение государства, его сущность, социальная роль, форма, понятие, и право, как юридическое выражение государства, специфическое социально-правовое явление общества, его природа, закономерности возникновения и развития. Таким образом, предметом изучения теорией государства и права являются закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой организации общества. Государство возникло на определённом историческом этапе развития общества и с тех пор развивается как самостоятельное явление, имеющее собственные этапы и закономерности существования. Есть два подхода в вопросе о происхождении и сущности государства, каждый из которых, по-своему определяет причины становления государственной организации общества. К первому относятся теории, исходящие из того, что государство является произведением искусственным, созданным чьей-то волей вне зависимости от материальных отношений и факторов. Это теологическая теория, возникшая для обоснования божественного происхождения восточных деспотий и власти феодальных государств, а ныне трактующая государство как "божественное учреждение". Такой взгляд на государство как на нечто объективное и в своём основании независимое от признания воли отдельных лиц даёт возможность выявить объективный характер государственной воли. Государственная воля не сводится к индивидуальной воле членов общества, она находит воплощение в законе. В теории общественного договора, происхождение государства объясняется как процесс перехода от естественного (первобытного) состояния к организованному обществу, соединяющему людей в государство. Люди договариваются учредить государство для снятия противоречий, достижения компромиссов, выражения общих скоординированных интересов различных групп общества. В теории общественного договора заложена идея обеспечения прав личности и достояния каждого члена общества с помощью государства, которому в силу договора принадлежит верховная власть, неотчуждаемая от народа - её источника. Теория насилия выводит государство из культа силы, рассматривает его как продукт войн и завоеваний. Происхождение публичной власти, государства и права исторически связано с завоеванием, насилием, порабощением одних племён другими. В результате такого насилия в обществе складывается определённый порядок, включающий властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов. Насилие также является причиной возникновения права. "Сила идёт впереди права". Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, исходящих от имени государства. Ко второму подходу относятся теории объясняющие причины возникновения государства естественно-историческими процессами развития общества. Марксизм видит происхождение государства как следствие появления условий, вызвавших разложение родового строя и оказавшихся причиной организации общества с помощью государства. ............ |