Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р Е Ф Е Р А Т Тема: Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации Студентки 3 курса вечернего отделения Психологического факультета Храпоновой Марии Владимировны м о с к в а 1998 г. Многие последователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значения эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из них был - Эрик Эриксон, последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Но он рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. По его мнению особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века, развивается не так, как маленький индеец из резервации, где еще сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянным". Идентичность формируется в юношеском возрасте и является характеристикой достаточно зрелой личности, До этого времени ребенок должен пройти через ряд индефикаций - отождествление себя с родителями, половая индефикация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, так как с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщает его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие. Описанные Эриксоном восемь возрастных периодов человека представляют его наиболее важный вклад в теорию личности. ............ |