Часть полного текста документа:Никифоров Олег Доктор психологии Рига Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытия. Психологическую теорию Э.Фромма можно условно разделить на несколько частей. Мы остановимся на одном из главных его тезисов. О том, что психика человека может иметь две направленности - на бытие или на обладание1. Эта направленность может проявляться во всех областях деятельности человека. Например, представим себе ситуацию, когда психолог большой группе женщин задает вопрос: "Ваше семейное положение". Он может получить два варианта ответов: 1. "Я замужем" или "Я не замужем" 2. "У меня есть муж" или "У меня нет мужа" Уже сам ответ на простой житейский вопрос дает нам информацию о направленности психики данных групп женщин - несомненно, что первая группа женщин ориентирована на состояние, "бытие". Им ближе говорить о своем как социальном, так и внутреннем психологическом состоянии. Вторая же группа испытуемых ориентированна в большей степени на обладание, "владение" мужем. Им психологически ближе рассматривать мужа как свою собственность, принадлежащую им безраздельно. Как показывает опыт психологического консультирования, этим женщинам в большей степени свойственно чувство ревности, чувство собственности в отношении не только мужа, но и всего своего социального окружения (детей, подруг и т.д.). По этим же двум принципам может строиться и вся познавательная сфера человека. Например, память. У человека ориентированного на обладание память является лишь хранилищем информации. Отдельные факты, образы памяти у него мало связанны между собой. У человека ориентированного на бытие память организованна более сложно - все факты, познаваемые им сейчас ложатся на прочный фундамент уже познанного, в систему понятого и усвоенного. Поясним это на примере. Вы пришли в гости к своим недавним знакомым. Вас наверняка будут развлекать просмотром фотографий. При этом человек будет давать им комментарии: Ориентированный на обладание - "Мой муж", "Наша дача", "Мой отпуск", "Наша гостиница" и т.д. Ориентированный же на бытие комментировать будет фотографии с использованием целого ряда ассоциаций: "Это мы были в отпуске в Сочи. В этой гостинице мы жили. А вот в этом кафе мы завтракали. Кстати там работает замечательный повар. У него на завтрак всегда были такие вкусные булочки". Далее Вам расскажут о рецепте теста для булочек, затем фирменного салата и т.д. Память данного человека устроена совсем по-другому - она активна и не является только собранием фактов. В зависимости от ориентации на бытие или обладание различные люди по разному организуют и свою деятельность, а подчас и специальность себе они выбирают с различной долей осознанности учитывая и свою ориентацию на бытие или обладание. В дальнейшем мы проиллюстрируем и этот тезис на примере теории характеров Э.Фромма. Что же касается деятельности, то нас в большей степени интересует процесс познавательной деятельности или процесс обучения. Э.Фромм, характеризуя отношение к учебной деятельности у представителей различной ориентации, пишет: "Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. ............ |