Часть полного текста документа:Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли. Реферат выполнил: студент 4-го курса ФП Ценев В. В. Томский государственный университет Факультет психологии г. Новосибирск, 2000 Предыстория: появление Иерархической теории потребностей Абрахама Маслоу. Когда Абрахам Маслоу подчеркивал, что он "...не анти-бихевиорист, а антидоктринер"(4), он, безусловно, лукавил: в 50-е годы, когда на подиуме психологической науки выступали лишь две глобальные психологические концепции - бихевиоризм и психоанализ, трудно и, наверное, невозможно было противостоять абсолютизации опыта их школ, не критикуя их фундаментальные положения и не ища своих, Третьих, путей в психологии. Поэтому, с одной стороны, Маслоу критиковал позиции психоаналитической школы и бихевиоризм, с другой же - не только говорил о необходимости нового подхода в понимании психики, но и искал этот подход посредством небольших пилотажных исследований, которые так нехарактерны для бихевиоризма, эксперименты которого всегда были глобальны и крупномасштабны. Одним из самых больших недостатков психоанализа, по Маслоу, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое явление с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью. Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике, по мнению Маслоу, - ее самость, ее стремление к саморазвитию - не может и не должно быть понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала "Я-концепцию" личности. Существенно различались и подходы в экспериментах: новые подходы и методы психологии, которая будет названа Гуманистической противопоставляются, ставшими уже классическими, методам школ бихевиоризма и психоанализа. Как уже было сказано, от бихевиоризма исследования Маслоу отличались, прежде всего тем, что были небольшими, направленными даже не на поиск новых идей, а на подтверждение того, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. А в отличие от психоаналитиков, которых интересовало, главным образом, отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не категоризируя трудности и ошибки средних и невротических индивидуумов. Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях". (Любопытный факт: сформулировав свою теорию потребностей, Маслоу столкнулся с жесточайшей критикой не только оппонентов, но и его последователей, доказывающих, что он необоснованно узко установил границы самоактуализации личности в аспекте его теории потребностей, и, на самом деле, эти границы гораздо шире.). Это положение Маслоу реализовал на практике. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять - выдающимися историческими личностями (А. ............ |