Часть полного текста документа:Теории личности У. Джемс: (1) физическое, материальной Я = мое, (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка, (3) духовное Я - центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я - волевая активность. Развитие личности - развитие воли. З. Фрейд: (1) Оно (не природа) - задержанное, подавленное желание, которое породило уже личностную проблему и, может быть, психическое расстройство, (2) Я - сознание, (3) Сверх-Я (не культура) - неверное представление о культуре, субъект до конца не понимает, что такое культурная норма. (1, 2, 3) тесно взаимосвязаны. Пациент психоаналитика второй раз еще не родился. Э. Берн: рассматривал человека как субъекта общения. Главное - (2). Родитель (3) - носитель универсальных норм. "Нельзя, потому что нельзя", "Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет". Взрослый (2) использует нормы в конкретной ситуации и решает проблемы, "Почему нельзя?", нельзя имеет 2 значения: запрещено и невозможно, то есть бессмысленно. Ребенок (3) - субъект неуправляемых желаний, "Что такое культурный запрет, норма? Почему нельзя?". (1, 2, 3) динамично сочетаются. Культурный запрет универсален. Социальные правила имеют конкретную отнесенность. В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: "Быть или не быть?" Неправильный вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?". Проблема структуры. Скиннер: структура личности - строение поведения. Строение - механизм постоения поведения в актуальной ситуации. Природные предпосылки - безусловные врожденные реакции. Субъект - управляемый механизм (научение). Социальные условия: социальное научение (речь) и управление поведением. Культурные условия: возможна саморегуляция, сознательная активность. Роль сознания - выбор адекватного способа реагирования. Джемс. Личность - совокупность психических функций необходимых для жизнедеятельности в целом. Тело - орудие обитающего в нем сознания. Волевая активность тоже необходима для существования личности. Познающее Я - источник активности, познаваемое Я - предмет научного изучения. Познание = мышление. Фрейд. Природные предпосылки: психоанализ - первая психология тела, телесное желание проникло в психику, это конечная причина всякого психического явления. Социальные условия: определяются в раннем детстве в семейной ситуации. Любой защитный механизм, препятствующий развитию личности может быть снят: понимание культурных норм. Все телесные желания могут быть осмыслены рационально. В. Райх. Основа строения личности - жизненная энергия. Основа развития - ее высвобождение. Телесный характер - фильтр для социальных взаимодействий. Самость = здоровое тело. Познавательное представление о себе не играет терапевтической роли. Адлер: природные свойства - возможный источник комплекса неполноценности, материал для преобразования при компенсации комплекса неполноценности. Социальное условие - самое главное. Сущность личности - индивидуальный жизненный стиль. Он должен быть понят субъектом. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Основные направления развития личности. ............ |