Часть полного текста документа:Теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-государственного устройства Российской Федерации Мусаева Наида Магомедовна, старший преподаватель кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, г. Махачкала Важнейшее направление обновления Российской Федерации - это совершенствование национально-государственного устройства России. Сложившаяся модель российского государства пока несовершенна, и интеграция народов и республик - процесс настолько сложный, что предсказать и тем более форсировать здесь ничего нельзя. Надо идти естественным путем, который предлагает сама жизнь, находить способы существования вместе, учитывая нынешние сложнейшие политические, экономические, социальные и военные условия, вырабатывать рациональные принципы дальнейшего движения. Должен быть разумный выбор модели российского государства, наиболее оптимальной (полезное, справедливое) из всех возможных. Необходимо вникнуть не только в свои интересы, но и понять другие народы. Проявить толерантность, означающую в цивилизованном обществе взаимную терпимость людей, народов, вер и мнений, что более полезно, чем ксенофобия (неприятие всего чужого). Народы сами постепенно придут к признанию и принятию гуманизма как общечеловеческой ценности. Россия - федеративное государство. Нужно понять, что федерация находится постоянно в динамике, развитии. В связи с изменениями правовых, экономических, культурных, политических и т. д. условий будет изменяться, модифицироваться, совершенствоваться Российская Федерация. Отношения между субъектами Федерации и Федерацией должны быть цивилизованными, уважительными, гуманными. Первоначальной правовой основой национально-государственного устройства Российской Федерации является Федеративный договор. Процесс подготовки и принятия Федеративного договора проходил демократично, учитывались мнения представителей субъектов Федерации. Договор является документом, фиксирующим образование государства, которое сложилось ныне и существует реально. Он отражает главным образом издавна заложенные в российской государственности начала федерализма. Суть его - в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Следует заметить, что Договор не предусматривает право выхода субъектов из состава Федерации. Он проводит разграничение полномочий по вертикали между разными уровнями субъектов управления, что характерно и для унитарного государства. Для дальнейшего регулирования межнациональных отношений в современных условиях все большую актуальность и целесообразность приобретает вопрос о существующих двунациональных национально-государственных образованиях (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) с позиций права каждого народа на самоопределение. Каждый народ должен иметь право на свое национально-государственное образование независимо от численности коренного населения. Иногда может быть целесообразно объединить народы, но только если это позволяет близость территории, их этнических признаков. Взять, к примеру, Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую республики. ............ |