Часть полного текста документа:Теоретико-методологические аспекты социологического исследования менеджмента Рассматривая проблемы социальной организации общества, необходимо учитывать развитие таких его структурных элементов, как менеджмент, поскольку все чаще лидирует точка зрения, согласно которой вся дальнейшая судьба человеческой цивилизации ставится в прямую зависимость от развития социального института менеджмента, выражающего "веру в возможность контроля над средствами жизни человека путем систематической организации экономических ресурсов... в то, что экономические изменения могут быть превращены в самый мощный двигатель улучшения жизни человека и социальной справедливости..." [1]. Именно поэтому менеджмент является объектом исследования социологической науки, в первую очередь, как социальный институт, поскольку с содержательной стороны представляет собой совокупность принципов, форм и методов управления, социальных ролей и статусов, возникающих в целях наиболее эффективной организационной деятельности. Ранее практически не употребляемые термины "менеджмент" и "менеджер" сегодня вошли в нашей стране в повседневный словарный обиход, нередко полностью заменив используемые прежде термины. В связи с этим, дискуссионным моментом является семантика понятий "менеджмент" и "управление", поскольку они очень близки по смыслу. Прослеживается тенденция отождествления этих двух категорий. Тем не менее, термин "менеджмент" не имеет однозначной трактовки, поскольку включает в себя определенную функцию, социальный статус людей, ее выполняющих, учебную дисциплину, область научного исследования и социальный институт. Представление о том, что менеджмент представляет собой лишь управление в сфере бизнеса, устарело, поскольку в последнее время его терминология все чаще применяется в отношении непредпринимательских, общественных и даже государственных организаций, поскольку менеджмент, проникая в некоммерческие организации, полностью перестраивает основы управления. Еще большие изменения происходят, когда менеджмент охватывает все сферы общества, становясь, таким образом, социальным институтом. В соответствии с этими представлениями об универсальном характере менеджмента осуществляется его типологизация. Как правило, типы менеджмента выводятся авторами из конкретных видов человеческой деятельности. Наиболее характерной представляется следующая классификация: 1. Правительство. Хотя обычное понятие "менеджмент" и не применяется к деятельности правительства, его деятельность во многих отношениях соответствует общему понятию менеджмента. 2. Государственный менеджмент. Организация любого государственного учреждения и осуществление власти над служащими в учреждении. 3. Военный менеджмент. Особый вид государственного менеджмента. Организация и командование вооруженными силами. 4. Менеджмент ассоциаций или клубный менеджмент. Так же как и в государственных учреждениях, здесь необходимы организация и руководство деятельностью группы служащих. 5. Бизнес-менеджмент. Особый вид менеджмента, существующий в сфере предпринимательских отношений. 6. Менеджмент в сфере государственной собственности - особый вид бизнес-менеджмента. ............ |