Часть полного текста документа:Теоретические взгляды на место прокуратуры в государственном механизме постсоветской России Абдуллина Р.Р. В последнее время очень часто на страницах периодических изданий появляются публикации, посвященные судьбе прокуратуры, ее месту и роли в государстве. На протяжении всей новейшей истории прокуратуры этот вопрос был предметом жарких дискуссий, в ходе которых в зависимости от происходящих в государстве процессов выдвигались все новые и новые аргументы "за" и "против" расширения пределов прокурорского надзора, функций и полномочий прокуратуры в различных сферах деятельности. Нынешняя судебно-правовая реформа также не стала исключением. Многие очень важные с точки зрения укрепления законности и правовой защиты граждан полномочия прокурора претерпевают существенные изменения. Дискуссии на тему о месте прокуратуры в государственном механизме ведутся давно, высказываются самые разные точки зрения. Одни считают, что прокуратура должна примыкать к законодательной власти, как орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов, другие отводят ей место в системе исполнительной власти, реализующей законы, некоторые даже предлагают определить место прокуратуры в президентской структуре, иные видят место прокуратуры в системе судебной власти. Прокуратура - самостоятельный орган власти Подавляющее большинство ученых и практиков полагают, что прокуратура есть самостоятельный орган власти. По мнению зам. директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, д.ю.н., профессора К.Ф.Скворцова [1, с. 4], статья, посвященная прокуратуре в Конституции Российской Федерации, по недоразумению включена в главу "Судебная власть" (гл. 7), хотя прокуратура, как известно, не отправляет правосудия. Прокурорская система не должна организационно входить ни в одну из ветвей государственной власти. Но это не означает, что она превращается в некую "пятую власть". Прокуратура действует в интересах всех властей, взаимодействует с ними, в некотором смысле обслуживает их. Прокуратура - это инструмент, механизм контроля за реализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путем надзора за точным исполнением законодательных актов. Она должна занимать особое место в механизме взаимодействия властей, содействовать не разъединению и противостоянию властей, а строжайшему соблюдению законов всеми властями, верховенству закона, как одному из важнейших принципов правового государства. Схожего мнения придерживается и Н.Т.Ведерников [1, с. 8-9]. Исходя из исторических российских традиций и специфической роли прокуратуры, он считает, что уместно было бы изменить название гл. 7 на "Судебная власть и прокуратура", а ст. 129 Конституции, содержание которой было порождено известным компромиссом в ходе конституционной реформы 1993 года, должна быть существенно изменена. Прокуратура, как элемент судебной власти Ряд исследователей считает: тот факт, что статья Конституции о прокуратуре помещена в главу "Судебная власть", не должен вызывать панику [1, c. 26-27]. Прокуратура в Конституции определяется как централизованная система органов. Централизация - это условие независимости. Вместе с тем общность конечных целей, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Предпосылки для такого взаимодействия уже заложены в действующем законодательстве. ............ |