Часть полного текста документа:Теоретические предпосылки изучения модели жизни интеллектуальной элиты в сфере физической культуры и спорта Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Закревская Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Ключевые слова: элита, физическая культура, модели жизни, физкультурное образование. Исторические аспекты проблемы могут рассматриваться с разных точек зрения и в разных направлениях. Родоначальником классической теории элиты является древнегреческий философ Платон, который заложил основы "философии избранности". Дальше эти доктрины развивали Аристотель, Августин, П. Маккиавели и др. С конца XIX века в истории вопроса наступает период, который связан с именами классиков науки об элите - Т. Моска, В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллса, Н. Бердяева, Х. Ортега-и-Гассета, Ф. Гальтона [1]. Постепенно стали складываться основные направления в теории элитологии: изучение стратификационных теорий; место и роль "избранности", изучение элитарной культуры, функции элиты в обществе. Выстраивались различные элиты: политическая, экономическая, интеллектуальная и др. Первые шаги по пути исследования интеллектуальной элиты были сделаны в 19-м столетии, пионерскую роль сыграли труды Ф. Гальтона и А. Декандоля [2]. Предмет нашего исследования - интеллектуальная элита. В данном вопросе мы рассматриваем аспекты формирования элиты и условия, которые этому способствуют. Развитие идеи элитарного университета, по нашему мнению, - основное условие формирования интеллектуальной элиты. В современном обществе мы часто сравниваем себя с другими. Особенно тщательно мы подходим к анализу другого образа жизни. Качественные исследования по данному вопросу делают упор на процессах государственного социального обеспечения, опираются на понятие повседневной жизни. Из многовековой истории общества мы извлекли главное - повседневная жизнь у всех нас разная, тесно связанная с социальным положением. Такие понятия, как качество, стиль, образ, престиж, имидж, определяют модель жизни. Интеллектуальная элита уже по своему назначению претендует на определенный и исключительный образ жизни. В своем исследовании мы придерживаемся позитивных характеристик данной социальной группы, поэтому, разрабатывая модель жизни индивида на высшей ступени интеллектуальной сферы, делаем акцент на положительных признаках, способствующих достижению высокого статуса ученых. В исследованиях проблем социокультурного проектирования качественный подход учитывает разнообразие факторов и взаимных отношений. Однако остается одна центральная проблема: каким образом повседневная жизнь индивида соотносится с социальными движениями, такими различными и часто по сути своей несовместимыми. Если предположить, что культура и модели жизни фундаментально однородны, хотя и поверхностно дифференцированы, тогда различные политические битвы, которые разделяют людей, должны выглядеть парадоксом. Внутри представлений, связанных с понятием социального моделирования, кажутся возможными только два решения этого парадокса: либо различия среди индивидов - поверхностное явление, которое не стоит учитывать в теории, либо образ жизни людей включает в себя субкультуры, или страты, которые и вызывают эти различия, впрочем, не влияющие фундаментально на основы однородности общества. ............ |