Часть полного текста документа: Тенденции политического развития и современная демократия. Что такое демократия? Большинство наших соотечественников и современников над этим, пожалуй, не задумывается, считая, что "и так все ясно". Однако многие не в состоянии, как показывают результаты многочисленных опросов, дать достаточно ясный и осмысленный ответ на этот вопрос. Суждения высказываются наивные, причудливые и удивительные. Так, в газете "Аргументы и факты" (#8, 1988) приводятся следующие ответы: "говорить то, что думаешь"(31%), свобода выбора (13,2%), равенстволюдей независимо от постов (8,7%), справедливые отношения между людьми (7%), "когда наверху слушают, что говорят вни-зу"(6,1%), власть народа (5%) и т.п. Сходные данные привели"Московские новости" (#4, 1992): "когда люди объединяются и помогают друг другу", "возможность делать то, что тебе нравится" и т.п. Дело не на много облегчается, когда обращаешься к книгами политологическим авторитетам. Наличие множества толкований демократии признает и пытается свести к четырем "значениям"В.П.Пугачев ("Основы политологии", М.,1992). Шесть определений демократии дает Юзеф Бохеньский ("Сто суеверий", М.,1993). Это достаточно обобщенные понимания демократии. Фактически же трактовок демократии не один десяток. Существенные различия обнаруживаются даже в том случае, когда демократия рассматривается непредвзято и под одним каким-то определенным угломзрения, например, как система "правления народа". Предпринятое Дэвидом Хелдом ('Models of Democracy', Oxf., 1987) обобщение подобных аналитических трактовок "правления народа" дало девять базовых моделей, некоторые из которых образуют качественно различные версии. Все эти факты и обстоятельства мало кого могут утешить. В конечном счете большинство людей вовсе не интересует, кто и как трактует понятие демократии. Люди, как правило, хотят знать, что же представляет из себя демократия "на самом деле".Как ответить на этот вопрос? Как рассмотреть одновременно разные модели "правления народа" и соответствующие политические режимы, различные типы политических систем и культур, способы мировосприятия и организации политической жизни? Решение, пожалуй, может быть следующим: хотя бы в самых общих чертах посмотреть, что же было демократией для народов разных времени стран. Чтобы выяснить, чем же является демократия сегодня, приходится начинать с времен, когда еще не существовало ни малейшего понятия не только о демократии, но и о политики, хотя зачатки и того проявились уже вполне четко и явственно. На древнейшем этапе развития человечества прообразом власти народа стала власть рода или родовая (непосредственная, военная) демократия. Политические системы и процессы эпохи архаики тяготеют к закрытости, предзаданности, для них типична политическая культура образца. Идеал этих политических систем - автократия (самодержавие) с господством единого и гомогенного (тоталитоидного) этноса. Они вырастают прямо из родовой демократии и достаточно органично трансформируются в деспотию. Автократия по существу и есть неразделенность непосредственной родовой демократии и деспотии. Соединение родов на основе принципа синойкизма (сожития)и перерастание деспотий, а также союзов полисов в империи знаменует переход к следующей политической эпохе, которую обычно именуют промежуточной (имеется в виду ее положение между архаикой и современностью). ............ |