Часть полного текста документа:Тема творчества в философии Н.Бердяева и И. Ильина (сравнительный анализ). Галушкина Н. "И. А. Ильин есть интересное и крупное явление в истории русской образованности... Такого, как он, русская культура еще не производила, - такую высокую оценку дает Ивану Александровичу Ильину российский мыслитель П. Б. Струве. - Формально - юрист, он по существу философ, т.е. мыслитель, а по форме - изумительный оратор или ритор в хорошем античном смысле этого слова... он в историю (русской культуры) войдет со своим лицом, особым и неподражаемым, со своим оригинальным дарованием, сильным и резким, во всех смыслах" (из полемики П. Струве и З. Гиппиус по поводу работы И. Ильина "О сопротивлении злу силой"). Действительно, начав с исследования творчества Гегеля, дав совсем не традиционное понимание его философии (Ильин видит в Гегеле не столько создателя диалектического метода, сколько "величайшего интуитивиста"), изложив свой взгляд на философию Л. Толстого, в частности в работе "О сопротивлении злу силой", вызвавшей серьезный резонанс среди русской интеллигенции (поэтому было бы интересно сравнить взгляды Ильина и Бердяева, выступившего с резким осуждением позиции Ильина, по проблеме творчества), Ильин создает свою собственную философскую концепцию и свою концепцию философии. Сам Ильин определяет предмет своей философии следующим образом: "Моя философия - это философия православного созерцающего сердца, это философия - проповедь на паперти"[1]. Ощущение грядущей катастрофы и всемирного кризиса было свойственно всем представителям русской интеллигенции конца 19-начала 20 вв., и каждый предлагал свой "рецепт" или выхода из сложившейся ситуации, или недопущения окончательной гибели цивилизации и культур. Все русские философы сходятся во мнении, что причины кризиса следует искать не где-то "вовне", а внутри самого человека: человеческий дух идет по неверному пути, "сбились мы", человек создает культуру "без веры, без сердца, без созерцания и без совести" (3, с.344), он находится в плену у мировой данности и необходимости (Бердяев). И никто, кроме самого человека, который своей деятельностью поставил мир перед угрозой уничтожения, не в состоянии найти выход. Настал тот критический момент, когда "разрушать" больше нельзя - нужно созидать и создавать, творить. Тема творчества является центральной в философии Бердяева, для которого свобода и творчество неразрывны. Что касается Ильина, то тема творчества, на мой взгляд, носит у него "подчиненный" характер: центральной темой его философии все-таки является тема духовного обновления, которая предполагает углубление в себя. И, действительно, чтобы найти выход из кризиса в мировом масштабе, нужно начать с себя: выход нужно найти в себе единственным "естественным" способом, который дан человеку - углублением в себя. Надо не просто найти этот путь, но "творчески создать его, убедиться и удостовериться в его верности", "надо самому начать быть по-новому" (2, с. 86). Отсюда разный "вектор" сущности творчества у Ильина и Бердяева: у Ильина творчество - это, прежде всего, деятельность, обращенная вовнутрь, создание внутри себя "нового бытия", углубление, пусть и в "сверхличное, предметно-насыщенное, духовное состояние" (2, с.85), но в "свое", "в себе". У Бердяева же творчество - это деятельность, направленная вовне, выходящая не только за рамки индивида, вернее личности, но и за граница "этого мира". ............ |