Тема социального неравенства в произведениях А.И. Куприна
и других авторов.
С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Александр Иванович Куприн (1870—1938). Так же как Чехова, его глубоко волновала мысль о разобщенности двух миров — мира «больших» и мира «маленьких» («Бонза»). Настоящим социальным протестом проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное... чудище» («В недрах земли»).
Обращаясь с рассказами к детям, в самом поэтическом свете писатель изображает мир животных. Всегда справедливы, добры, самоотверженны и особенно любят маленьких друзей Слон, Сапсан, Барбос и Жулька. Так, тяжело заболевшей девочке, которой никто не мог помочь, принес спасение день, проведенный с настоящим живым слоном («Слон»).
На примерах увлекательных и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей портретной и психологической характеристике, писатель хочет убедить читателя, насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда, скажем, говорят «глуп, как гусь» или когда утверждают, что «кошка... привязывается не к человеку, а к жилью». Героиня рассказа «Ю-ю» — балованная красавица-кошка настолько привязана к маленькой семье, что она, кажется, не только понимает людей, но и разделяет весь уклад, все заботы этого дома. С каким лиризмом описывает автор те часы, когда уже давно «все люди спят, и все звери спят, и лошади, и дети, и Колины игрушки...». Не спят только хозяин и Ю-ю, которая помогает своему большому другу создать ощущение покоя, уюта, «тихой отрады» для его работы. Еще большую самоотверженность проявляет она, когда заболевает ее маленький дружок, обнаруживая удивляющее всех «звериное сочувствие».
Героями рассказов Куприна чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.
На каждом шагу писатель подчеркивает контраст между детьми: он виден и в том, как по-разному воспринимают мальчики природу: один — с полным равнодушием, другой — с восторгом; контраст этот и в их внешности — изнеженный, истеричный Трилли и ловкий, сильный и здоровый Сережа; речь Трилли, невозможная для слуха, кажется только и состоит из слов «Хоч-у-а-а!», «Мне!», ни одно слово Сережи не сказано зря, вce, что он говорит, свидетельствует об уме, выдержке, обстоятельности мальчика.
Тонкий психолог детства, Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого; нравственного начала.
Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что ни одна область художественного творчества рубежа века не представляла картины более противоречивой и пестрой, чем детская литература. ............