Часть полного текста документа:Технологическая наука Технологическая наука есть вообще наука недавнего времени. Учила такой науке, или таким знаниям - в начале особенно, - сама жизнь и школа примера, привезенного из чужой страны. В России технические знания также принесены были иностранцами. Не было недостатка и в самостоятельных самородных талантах; особенно много фактов свидетельствуют о способностях русских людей к механике (Кулибин , Ползунов , Зарубин , разные крестьяне и строители мельниц и плотин). Знания технически распространялись путем примера и поучения. Таковы были Татищев и Никита Демидов, помощники Петра Великого ; строитель премьер-майор Москвин (основатель Воткинского завода, при графе Шувалове в царствование Елизаветы Петровны ); граф Шереметьев (также в начале второй половины прошлого XVIII столетия) со своими крестьянами, стараниями которого округа села Павлова обратилась в настоящий русский Шеффильд по производству инструментального (ножевого) товара; Иван и Андрей Баташевы; наконец, Иван Акимович и за ним Сергей Иванович Мальцовы, которые давали огромную, а по продолжительности вековую школу примера по многим техническим отраслям и призывали и других к работе посредством печатных статей о выгодах промышленности и описания собственных заводов. Эта школа примера, вначале по отраслям стеклоделия, чугунного литья, впоследствии - механических производств (с возникновением у нас железных дорог), обняла, в первой четверти нынешнего столетия, и свеклосахарное производство, которому Мальцов научал не только примером и руководствующими статьями (например, в "Земледельческом Журнале", 1822) и брошюрами, но и учреждением учебно-демонстративного небольшого завода при опытном хуторе Московского Общества сельского хозяйства (после чего вскоре возникли заводы Тучкова, графа А.А. Бобринского , Глебова, Шипова , Муханова и других). Наряду и вслед за Мальцовым граф А.А. Бобринский является также ревностным распространителем знаний по своей отрасли: впоследствии в этой самой отрасли, которую культивировал Бобринский, установилась в России прямая связь между научной учебной школой и заводским делом, - и ведение производства перешло к русским молодым техникам, подготовленным учебной школой. В деле прямого школьного обучения и преподавания с кафедры, а равно и ученых исследований, в начале поставлена была у нас Академия Наук; в этом периоде, конечно, прежде всего выделяется имя Ломоносова (см.); так, цветные, окрашенные металлическими флюсами стеклянные плавы являлись в те времена его собственным изобретением; и ему, в числе прочего, предписывалось (1752) "завести фабрику для делания разноцветных стекол, а из них бисера, пронизок, стекляруса прочего". Несколько позже, в том же веке, сделанное академиком Кириллом Лаксманом применение серно-натровой соли - а именно самородной соли сибирских озер - к стеклоделию - привело его к устройству завода в Сибири, в сообществе с купцом Барановым ; в то время (60-е годы XVIII века) способы прямого остекловывания серно-натровой соли еще не были известны европейским химикам. К началу XIX столетия было поручено Академии, с целью развития технических знаний в России, особенно озаботиться сочинением или переводом на русский язык иностранных сочинений по этой части. Департамент мануфактур и внутренней торговли, особенно со времен министра графа Канкрина , в свою очередь сильно озабочивался той же задачей, и плодом переводных работ явились у нас следующие учебники и пособники: Гмелин "Химические основания ремесел и заводов", издание академии 1803 г. ............ |