Часть полного текста документа:Технико-экономический смысл закупки лицензий Скляренко Р.П. При проведении реформирования предприятия, реинжиниринге производственных процессов или переходу к стратегическому планированию перед предприятием неизбежно встает вопрос получения передовых технологий, выводящих предприятие на новые рубежи. Данную ситуацию российские научные предприятия зачастую самостоятельно не в силах разрешить. Вопрос целесообразности закупки или самостоятельной разработки имеет стоимость сохранения существующего научного потенциала и зачастую решается в пользу самостоятельного поиска, что приводит к усилению кризисного стояния в условиях низкого финансирования последних лет, речь идет о государственных предприятиях. Коммерческая наука, не имея долгой истории, как правило, с высокой готовностью воспринимает идеи о приобретении технологий и не создает трагедии из того факта, что невозможно самостоятельно получить данную технологию. Для понимания масштаба эффективности приобретения лицензий можно разобрать следующий пример. Срок морального старения технологии 10 лет, это значит, что дальнейшая эксплуатация производственной техники отвечающей данной технологии экономически не выгодна, следовательно, производство убыточно. Данный показатель связан также с маркетинговыми действиями по регулированию жизненного цикла товара. Схема № 1 На данной схеме можно проследить, например сменяемость персональных радиосредств, применительно к периодичности закупки лицензий. Система пейджинговой связи имела срок коммерческого применения не более 20 лет. При этом технология в каждой последующей стране импорта устаревала более быстрыми темпами по сравнению с предыдущей страной. Допустим, предприятие руководствуется традиционным подходом (ТР) и самостоятельно намерено разработать, внедрить и производить системы пейджинговой связи. Тогда на разработку уходит 3 года, считая от базисного года (Б), на освоение 2 года, период окупаемости 5 лет. Итого получается 10 лет, прежде чем предприятие получит прибыль. Но к этому моменту техническое решение устаревает, и на рынке появляются новые высокодоходные средства. В результате компания вынуждена вести собственные догоняющие разработки все более отставать от пионеров. Другой производитель, не имея собственной прочной научной базы, решает закупить лицензию на производство систем связи (Л1). Допустим, на освоение ушло 2 года. На производство, восполняющее понесенные затраты также 5 лет (стоимость освоения нового производственного процесса на предприятиях не имеющих наработок в данной сфере зачастую приближается к стоимости полного цикла разработки и внедрения на предприятиях специализирующихся в данной области). Тогда предприятие получает 3 года деятельности, приносящей чистую прибыль. Это позволит подойти к 10 летнему рубежу с финансовыми и научными активами, что при закупке последующей лицензии сократит срок и стоимость освоения, уменьшит период окупаемости и увеличит период прибыли. Третье предприятие (Лп), пользуясь идеей периодической закупки лицензии, закупает лицензию, в максимально сжатые сроки производит освоение, что уменьшает период окупаемости и увеличивает прибыльный период до 5 лет. ............ |