Содержание
1. Введение
2. Классификация вопросов
3. Виды ответов
4. Нечестные приёмы
5. Риторические вопросы
6. Заключение
«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето» И. Кант
1. Введение.
Вопросы и ответы. Из этого состоит наша жизнь. Мы задаем вопросы, чтобы услышать ответ и отвечаем кому-то на поставленные вопросы. Эта форма разговорной речи может применяться в разных областях человеческого общения. Мы ведем диалог с собеседником, задавая ему вопросы, для того, чтобы больше узнать о нем, о его точке зрения на ту или иную проблему, расширить свой кругозор в тех областях, в которых наши знания невелики, а собеседник – специалист в этой области.
Вопросно-ответный прием применяется в ораторском искусстве для привлечения внимания аудитории. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения, выясняет их и приходит к определенным выводам. В качестве примера можно привести выступление А.Н. Толстого на конференции молодых писателей.
Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. Как перелезть через эти препятствия? С уверенностью можно сказать только одно: из всех возможных решений художественной задачи нужно выбирать то, которое для вас самого интересно, которое вас наиболее увлекает.
Иными словами, каждое ваше художественное положение вы должны проверять на вашем собственном отвращении: противно вам это писать или нет? Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это все равно получится скверно, фальшиво.
…передо мной встал грозный вопрос о том орудии, которым можно превращать глыбы жизни в ее отображения в искусстве.
…Что же это за орудие? В данном случае это язык, на котором говорит твой народ.
Тогда я впервые понял, что я русского языка не знаю, Почему я пишу фразу так, а не эдак? Выбираю те слова, а не эти? В чем законы языка? Какой здесь критерий? Красиво? Но это еще ничего не говорит – красиво! Эстетический критерий – фикция, поскольку он оторван от действительности, от жизни народа, от его истории.
В данном случае оратор задает вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечает, поэтому его речь превращается в живую беседу с аудиторией.
Такой же прием вопросов-ответов является одной из форм ведения спора. Способность полемистов правильно формулировать вопросы, и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос дает возможность уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста, усиливает аргументацию выдвинутого тезиса.
Вопрос представляет собой одну из логических форм. ............