Харьковский Театр
Музыкальной Комедии
По мнению Бернарда Шоу отношение к ЭТОМУ является показателем расцвета нации,
Вольтер говорил, что ОН поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Владимир Маяковский назвал ЕГО не отображающим зеркалом, а увеличивающим стеклом..
Так что же это?
Пушкина, Шевченко, Оперный… Сказать, что сегодня театры не популярны нельзя. Но кроме ярких, известных каждому театров в нашем городе живут еще театры-призраки…
А вот и один из них… Театр ли это? Здесь действительно был когда-то известный театр. Это здание почти 60 лет принадлежало самому посещаемому театру Харькова – театру музкомедии.
Ах, оперетта, оперетта… Может, именно из-за того, что в советское время власти считали ее буржуазной, фотографий здания нет ни в одном альбоме о Харькове… Поэтому мы можем только представлять былое величие театра. Так что – подключаем воображение.
В 1911 году на перекрестке Благовещенской и Дмитриевской некий театральный предприниматель Муссури строит…цирк. И делает это с поистине цирковым блеском и размахом: здание становится красивейшим цирком Европы. Творения автора здания – архитектора Кориенко – известны Харьковчанам. Самое знаменитое – бывший ломбард на улице Университетской.
Итак, цирк, цирк, цирк! Казалось бы, процветать и процветать. Но харьковчане к тому времени уже были несколько избалованы, и удивить цирком их оказалось тяжело. Поэтому в 1912 году все тот же незадачливый предприниматель Муссури решает переоборудовать цирк в театр, причем не какой-нибудь, а оперный. Сказано – сделано: места для зрителей перестроены, под куполом подвешен потолок. Акустика, конечно, не театральная, да и цирковой дух еще не выветрился, но хозяин уже спешит открыть новый сезон. Итак, на сцене театра премьера: опера Верди «Аида». Для ее постановки Муссури приглашает лучших певцов и даже выписывает из Африки живых верблюдов. Но это не спасает… Он разоряется, а театр начинает кочевать из рук в руки.
Драчев Александр Николаевич, Художественный руководитель театра музкомедии :
«Этот театр существовал и до революции как театральное здание, туда приезжали спектакли. После революции ,если мне не изменяет память, с 1919 года по 23 год здесь было здание такого общественного характера. В этом здании, например, было принято решение о присоединении Украины к советскому союзу. Здесь была принята первая конституция украинской СССР. В этом здании выступали Крупская, Дзержинский, здесь пел Шаляпин.»
И на тот момент это было самое большое театральное здание Харькова, до момента постройки ХАТОБа. Первоначально был несколько другой проект, здесь были стоячие места, так называемая галерка, поэтому тогда это здание могло вместить в себя 4000 человек, это уникально даже по современным рамкам.
За 7 лет, с 22 по 28 год, здание переходит от театра к театру, и только к 29-му получает постоянного хозяина. Им становится первый в Украине театр оперетты.
Драчев Александр Николаевич, Художественный руководитель театра музкомедии :
«Вот отсюда началась наша украинская оперетта. Открылся театр спектаклем «Орфей в Аду», например, к созданию которого либретто писал Остап Вишня. В этом же здании была поставлена первая украинская оперетта, это «Сорочинская ярмарка». Практически все было впервые в этом здании, что касается театра оперетты. ............