Часть полного текста документа:Тан Н. А. Тан Н. А. (псевдоним Владимира Германовича Богораза (1865-1936)) - писатель, ученый этнограф. Р. в семье учителя. С 1881 входил в народовольческие кружки. С 1885 примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Печатался в "Народной воле", неоднократно подвергался арестам; в 1889 был сослан на 10 лет в Средне-Колымск. В ссылке Т. стал заниматься этнографией. Около трех лет (1895- 1897) кочевал среди чукчей. С 1896 начал лит-ую деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Позднее сотрудничал в легальном марксистском журн. "Начало", а затем и в зарубежной с.-д. "Жизни". Первая книга прозы - "Чукотские рассказы" - появилась в 1899, а в 1900 - первая книга стихов ("Стихотворения"). В 1899 уехал за границу. В 1905 Т. - один из организаторов Крестьянского союза, в 1906 - член трудовой группы в Гос. думе. В это время Т. написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции Т. сотрудничал в газете большевистской военной организации "Казарма", помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений ("Предсмертная песня", "Царские гости", "Цусима" и т. д.). В годы реакции элементы либерализма, имевшиеся в произведениях Т. 90-х и начала 900-х гг., стали доминирующими. В это время Т. сотрудничал не только в либерально-народническом "Русском богатстве", но и в органе либералов "Вестник Европы" и вступил в партию народных социалистов. После Великой Октябрьской социалистической революции Т. в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах "Россия" и "Новая Россия", выступал как типичный сменовеховец. В годы 1925-1926 Т. пережил решительный кризис и, хотя с запозданием, все же принял пролетарскую революцию. Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, проф. Ин-та народов Севера и ряда ленинградских вузов, Т. вел обширную исследовательскую и педагогическую работу. Беллетристическую деятельность Т. возобновил в 1928. Литературная продукция Т. представляет наибольший интерес в первом десятилетии его творчества. Его лирика, несмотря на эпигонско-народнический характер, играла революционизирующую агитационную роль благодаря ее ведущему мотиву - призыву к борьбе, общему оптимистическому тону. В своих очерках и рассказах Т. по преимуществу этнограф, не только по материалу ("Чукотские рассказы", историко-этнографические романы "Жертвы дракона", "Восемь племен" и др.), но и по методу письма: Т. силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма. Произведения Т. советского периода также этнографичны. Роман "Союз молодых" (1928) построен на сочетании этнографического материала - предреволюционного быта и экономики Колымского края - с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе "Воскресшее племя" (1933) Т. показывает возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями. Т. известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. ............ |